Сибирские Огни № 001 - 1991
вы звано, трудно понять и объяснить. Местная бю рократия в ответе, конечно, За ЭТО. В годы Великой Отечественной войны почти все мужчины , за исключением стариков, мобилизуются на фронт. Из ста процентов при званны х вернулось ме нее 15 процентов. Б е з наград — орденов и медалей — не было ни одного. Двое погибших — Герои Советского Сою за — Д. К. К ам зари ков и И. Т. Осипов. Всеми орденами солдатской С лавы награжден П. Тетешев, проработавший всю жи зн ь пастухом в с. Дмитриевка Турочакско- го района. Подвиг летчика Маресьева повторил Д. Б. С атлаев, получив тяж е лое ранение, он о тк азал ся от демобили зации и вернулся снова в свою часть, где был пулеметчиком и откуда уж е не вернулся домой. Воевали и женщины . В г. Киверцы Волынской области погибла Ю. К. Пет- руш ова, а ее^ брат Тимофей, первый лет чик из алтайцев, погиб, защ ищ ая Моск ву. Кроме Юлии Петрушовой участни цами войны были У. А кпыж аева, А. М. С атл аева и много других. Этих людей можно было послать куда угодно, зн ая, что приказ будет выпол нен. Однако за какие идеалы ср аж а лись они и гибли? У них не было «госу дар ства», тем более земли, ничего, кроме семьи, детей, братьев, сестер — вот за них они сраж ались. И не стр аха ради И. Т. Осипов полез в холодную днепров скую воду, чтобы поднять затонувший понтон, а искалеченный Дмитрий С ат лаев вернулся н а фронт! Женщины, дети и старики в тылу трудились день и ночь. И все для Побе ды! Зерно на семена таскали на себе за десятки километров, а затем вручную перебирали от сорняков. На коровах боронили. Босые и голодные вручную копали пашню под посев на косогорах и сеяли просо. Н а себе возили дрова и сено, таскали снопы и скирдовали. Все до последнего зерн а сдавали государст ву, а сами жили на картош ке и куку рузе. Пухли весной и летом от голода, ели разную траву. В некоторых селах даж е умирали от голода. Р азве обо всем этом н апиш еш ь? Кому это нужно?! Ни кому. А кто оценил этот непосильный труд н аш и х матерей, независимо от на циональности? Никто! Одинаково было всем трудно! Вот вся оценка. А ж аль. Моей матери Н. С. Х р ущ ев о тк азал в пенсии, хотя она имела все права. От к а за л в жалкой, ничтожной, нищен ской пенсии 8—12 рублей! А между тем налево-направо дарили миллиарды в виде комбинатов, заводов и т. д. Вот пример заботы правительства о благе своего народа. Да народа ли? Каких-то там ж ал к и х туземны х рабов! В годы войны и русское население жило не лучше нас, одинаково были все равны , но равноправие в бы ту еще не значит равноправия во всем. Куман- динцы получили равноправие лиш ь на бесправие. Похоже, мы нужны лиш ь как «пу шечное мясо»? Д аж е в позорной войне в Афганистане, затеянной не нами, не обошлось без н аш их сыновей. У слепой женщины Савиновой (она ж и вет в Гор- но-Алтайеке) единственного сына отпра вили в Афганистан, где он погиб з а чу жие интересы. Не лучше ли молодежи отк азаться от такой чести, почетной обязанности и священного долга — защ ищ ат ь несуще ствующую родину? Государство не несет ответственности з а наш у судьбу, блага ми не пользуемся. П равительству все равно: исчезнут сегодня малочисленные племена или завтр а. Когда умер по следний тасманиец, колониальные вл а сти Англии хватили сь, но через сто лет. И то благодаря усилиям ученых. А в России колониальное наследие не и зж и то до сих пор. И оно тяготеет над нами. Поэтому национальный вопрос не ре шен ни у м алы х, ни у больших народов. Индейцы в США в своих резерваци ях пользую тся большими правами , чем м а лочисленные народы в наш ей стране. Они имею т собственные земли. А мы... ничего! Кто ж е виноват в том , что алтайские племена не объединили, а разъединили, и чем лучше жители гор тех, кто живет в степны х районах: телеутов, куман- динцев, шорцев? Почему одни о к а за лись достойными автономной государст венности, а другие — нет? И последнее. Если мы хотим добиться демократии не на бумаге, а на деле, не лучш е ли исправить ошибки, допущен ные в предшествующие годы? Если нельзя, то, видимо, я зв а господства и властвовани я одного над другим — все еще сильна в определенных кру гах пра вящ ей элиты. Отметим, что внутри существующей ныне Горно-Алтайской автономии не все так благополучно: государство не ок азало никакой материальной помощи северным алтайцам , не учло особенно стей и х бы та и не решило националь но-правовы е вопросы, д аж е в такой не совершенной форме управления, как волостное, ликвидированное в 1924 году в связи с районированием края. Прин ципы ленинской национальной полити ки были преданы забвению , несмотря на решении X съезда РКП (б), который сформулировал важ ны е в теоретиче ском и практическом отношениях поло жения, отвергнутые местной бю рокра тией: «В сякое механическое пересажи вание на восточные окраины экономи ческих мероприятий Центральной Рос сии, годных лиш ь для более высокой ступени хозяйственного разви тия, дол жно бы ть отвергнуто»1. Это положение не было принято к ру ководству местной бюрократией, при равн явш ей кумандинцев к русскому крестьянству, хотя в своем экономиче ском разви тии они стояли ниже рус ски х и х озяй ства их, а позднее и кол хозы , были гораздо слабее, нежели рус ские колхозы . Особенно сильно этот процесс углубился, когда в государстве утвердились административно-бюрокра тические методы управления. Между тем, переняв многое и з культуры рус ского народа, кумандинцы остались «м аргеланами » (крайними), отбились от 1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М., 1970,— С. 254.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2