Сибирские Огни № 001 - 1991
на самоуправление, сущ ествовавш ее при царизме. С самого н ачала строительство обла сти было проведено без учета особенно стей бы та и общественного устройства алтайцев. В докум ентах т е х времен со знательно искаж ались ф ак ты : общность происхождения, экономические, брачно родственные, торговые связи и т. д. В одном из них указы валось: «...по овоему географическому положению, хозяйст венно-бытовым условиям жизни и р а совым особенностям население (Горного Алтая. — Ф . С.) ничего общего не имеет с остальными ч астями Бийского уез д а » 1. В другом месте этого ж е докумен та утверждалось, что часть инородцев, прибы вших давно и з Кузнецкого уезда, настолько обрусела, что в устройстве для ни х особых ш кол «нет надобности», хотя в действительности кумандинцы и другие племена т а к н азы ваемы х север ны х алтайцев (деление миссионера В. И. Вербицкого) издавна проживали в указанном регионе»* 2. Особенно ярым противником автоно мии алтай ски х племен выступил Бий- ский ревком. «Бийчане требуют отрезки от Горного А лтая, — ук азы вал ось в до кладе заведующ его отделом народного образования, — для Бийского уезда гу стонаселенного района, охваты вающ его богатые горы, самы е лучшие местности А л тая и Телецкое озеро»3. И з этого видно, что позиция Бийского р евком а защ ищ ал а не интересы ино родческого населения уезда: кумандин- цев, телеутов, шорцев, туба, а прежде всего собственные, т. е. населения горо да, ч асть которого ещ е до революции имела в ве р х о вь я х реки Бии богатые пасеки, разного рода хозяйственные з а ведения и т. д. Бийскому ревкому нуж ны были лесные массивы и другие рай оны, обеспечивающие городское населе ние всем необходимым. А это в свою очередь сыграло отрицательную роль в решении национального вопроса. По этой причине кумандинцы и телеуты, отчасти шорцы , не попали в состав Горно-Алтайской автономной области. Х о тя вопрос об их включении подни м ался вновь и обсуждался на первом областном съезде Советов. Т ак куман динцы и телеуты были изолированы от основной массы алтай ских племен. При этом одни оказали сь достойными национальной автономии, другие — нет. С прашивается, чем кумандинцы, телеу ты и шорцы были хуж е других племен, прож и вавш и х в горных районах А лтая? Ничем. К ак «татар », кумандинцев, не смотря на сильное обрусение, не при няли русские. В то ж е врем я они ок а зали сь в изоляции от своих. В Горном Алтае им отк азы вали в приеме на раб ф ак . Вследствие чего эта часть местного населения о к азал ась н а положении и з гоев. По переписи 1926 года их насчиты ва лось 6334 человека. По численности ку мандинцы были одним из крупнейших племен А лтая. В подавляющем боль' ГАНО. — Ф. 1. — Оп. 1. — Д. 234. — Л. 9. 2 Там же. Л. 17. 8 Там же. шинстве они проживали в Солтонском, Сростинском, Красногорском и Усть- Коксинском районах. В Горном Алтае проживало около 22 процентов куман динцев — 1384 человека. Из них 922 че ловека находились в Усть-Коксинском районе Горно-Алтайской автономной об ласти. Ассимилятивные процессы были наи более разви ты среди них. 50,8 процента — свыш е половины кумандинцев счи тали русский язы к родным; 3,4 процен та вообще не указали родного язы к а, которым, по всей вероятности, был рус ский, т. е. затруднялись ответить на этот вопрос. Так, часть кумандинцев ок азал ась в составе Горно-Алтайской автономии, другая — выброшенной за борт наци ональной государственности, даж е в та кой уродливой форме, к ак автономия. По уровню грамотности кумандинцы в 1926 году занимали второе место — 14,6 процента, отставали от телеутов, у тех — 19 процентов. В последующих переписях и куман динцы, и телеуты попали в р азряд «про чих». Поэтому судить о социальных преобразованиях за годы Советской власти в их среде не представляется возможным. Демографических данных нет. К тому ж е существует уж асн ая путаница в определении национальной принадлежности м алы х этнических общностей. Например, часть кумандин цев насильно записана в алтайцы , не смотря на то, что консолидационные процессы не завершились и алтайцы далеко не сложились в единую народ ность. Другая часть кумандинцев записана шорцами, третья — русскими и та тар а ми и т. д. Все это — одна из главны х причин малочисленности и трудности и х учета. Реш и ть вопрос может лиш ь местная этносоциологическая статисти ка на базе краевого ЦСУ. В условиях изоляции кумандинцы подверглись консервации. Хозяйствен ные занятия, домашний бы т остались на прежнем уровне. Советская власть не вм ешивалась в их жизнь, за исклю чением принудительной коллективиза ции. Многих раскулачили, выслали в Нарымский край и Восточный К азах стан. В начале 30-х годов была предприня та попытка обучения кумандинцев род ному языку. В 1933 году появился даже куманды-букварь, авторами которого были Н. А. К аланаков и К. И. Филатов. По ряду неизвестных причин это хоро шее начинание не получило своего дальнейшего развития. Х о тя были и за чатки разви тия литературы . Так, на пример, известный исследователь тюрк ских язы ков А лтая И. П. Дыренкова запи сала пьесу н а кумандинском языке. Но дальш е этого дело не пошло. В 20—30-х годах, перед Великой Оте чественной войной, кумандинцы допу скались еще в местное самоуправление — Советы и колхозы . В последующем эта возможность была ликвидирована. В вопросах самоуправления кумандин цев лишили всех прав: юридических, политических и национальных. Чем это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2