Сибирские Огни № 001 - 1991

предрассудки, самомнения, элементар­ ное нежелание учиться знанию у та ­ лан тливы х самородков из народа. Теоретическая наука Вернадского о ноосфере при зван а объединиться с практической наукой владения планет­ ными и космическими силами природы, вы рази телем которой был П._ К. Иванов, чтобы породить росток новой науки са­ мой ноосферы, представляющ ей сферу р азум а планеты Земля. О тправная точ­ к а для такой небывалой науки уж е з а ­ ложена. «Н ельзя безнаказанно идти против природы и единства всех людей^ как з а ­ кона природы... Биосфера перейдет та к или иначе, рано или поздно в ноосферу (сферу разума), т. е. в жизни народов... произойдут события, нужные для это­ го, а не этому процессу противореча­ щие... На определенном этапе разви тия человек вынужден будет взя ть на себя ответственность за дальнейшую эволю ­ цию планеты, иначе у него не будет бу­ дущего», — утверждал Вернадский. Помочь осознать человеку единство всех людей с Природой — главн ая цель в народном учении П. К. Иванова. Пор- фирий Корнеевич подробно описывает, к ак происходит обоснованный Вернад­ ским геологический процесс. «Природа сам а творит, сам а своими силами и р аз­ руш ает». Все происходит по ее законам , вне этих законов ничего нет. «Человек — это н ачальн ая м аленькая клетка, по­ саж енная Природой н а Землю ». Можно только поразиться смысловому совпа­ дению терминов космической науки Вернадского с образными словами П. К. Иванова. Осознание единства людей друг с другом и с Природой, рождение на этой почве ноосферы, или сферы разум а, предотвратить невозможно. Каждому человеку лиш ь дано право выбора: ли­ бо сознательно перестраивать себя, тем самым помогая природе, побеждая внутри и вне себя болезни, либо про­ долж ать игнорировать происходящее, неизбежно подвигаясь к гибели. Если человек живет в соответствии с зак он а­ ми Природы, Природа его сохранит и во врем я бедствий. Экологическая петля, накинутая на ш ею человечества, возможность ядер- ны х коллизий, социальные и политиче­ ские процессы ярко показы ваю т, что разви тие человека, основанное на по­ требительской психологии (наиболее «полном» удовлетворении нескончаемых потребностей), привело цивилизацию на край катастрофы . П. К. Иванов, подоб­ но Вернадскому и Циолковскому, уви­ дел вы ход в рождении нового человека без прежних потребностей. Должны от­ пасть все вредные стереотипы жизни — насилие, зависть, жадность, лень, само­ довольство, лицемерие, злоба, гордыня. И зменится отношение к пище, одежде, жилью — они перестанут управлять людскими поступками. Иного пути, р а з­ ворачивающего человечество к жизни, по словам Иванова, не существует. В этой связи удивительным дополне­ нием к практическому учению Иванова служит р азработка Вернадским идеи об автотрофном (самопитающемся) челове­ честве, согласно которой человек обрел бы гораздо большую степень свободы, ок азавш и сь независимым от других би­ ологических существ — став автотроф ­ ным, питающимся неорганическими ве­ щ ествами и энергией солнца. Много р азмыш л ял об эволюции человека и Циолковский. Идея о переходе челове­ ка в «лучистое состояние» — самое глу­ бокое его прозрение. «Человек будет преобразовы вать не только Землю , но и сущ ества, не исклю­ ч ая самого себя... И человека неизбеж ­ но ждет эта судьба, это преобразова­ ние... А втоэволюция (саморазвитие) вплоть до превращ ения в космическое существо» (К. Э. Циолковский). Представления П. К. И ванова о сущ ­ ности человека удивительны . Порфирий Корнеевич видел з а ними реальность, которая откры вает практическую эво­ люцию людей сам ы х ближ айш и х поко­ лений, начиная с человека сегодняшне­ го. Он предложил сознательный метод, ускоряющий эволюционное разви тие человека, меняющий структуру созна­ ния, сам став практическим ее приме­ ром и доказательством . Его рассуж де­ ния о человеке будущего такж е полны народной образности. «Ч еловек легкого х ар ак тер а сделает­ ся. Он своим зонтом-легкими себя в во з­ дух поднимет, будет летать. Не будет в природе видим, голосом говорить не бу­ дет. А когда он свои слова направит — себя покаж ет. Это будет он такой для всех. Он будет дл я всех безвреден, не будет плохого чинить... Тогда он р асск а­ ж ет вдруг о всех тысячелетиях, о тех ч уж и х мирах, где есть другой творец, дающий душу всем , кто любит все су­ щ ее вокруг. Б удь то кам ень или цветок, ч ервяк или человек». «По-новому будут ж и ть люди в При­ роде. Не самолеты , не ш утники , а люди добьются. Человек пойдет своим телом по воде, вот чего люди сами добьют­ ся. И х з а это Природа н ак азы ­ в а т ь не будет, люди от нее за с л уж ат внимание... Люди друг друга полюбят, войны больш е не будет. Вот чего мы добьемся в Природе... Люди этого до­ ждутся, и х окружи т правда... Надо свое ставить, а другому не м еш ать», «Это рай н а Земле, где люди друг подле друга вплотную стоят. Нас не бу­ дут поодиночке забирать. Мы будем иметь тепло общего хар ак тер а. Не При­ рода нами, а мы ею будем р асп ор яж ать­ ся. Своею вежливостью , своею лю ­ бовью... Болезни и всякие эпидемии че­ ловек не будет зн ать. Н астанут торж е­ ственные и радостные дни на Земле. Светлый р азум победит тьму, р азум ­ ный смысл победит злобу». «Мы все будем друзьями матери При­ роды, больше не будем бороться с При­ родой, не будем между собой воевать. Поступок такой будет всем по душ е и сердцу... Мы все ц ветами засветим ся... В Природе ласка проявится, люди гор­ дость о ставят и будет одна вежливость, которая не будет м еш ать жить. У людей появится сознательность... А тмосфера будет в Природе другая, она изменит свое направление.»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2