Сибирские Огни № 001 - 1991
предрассудки, самомнения, элементар ное нежелание учиться знанию у та лан тливы х самородков из народа. Теоретическая наука Вернадского о ноосфере при зван а объединиться с практической наукой владения планет ными и космическими силами природы, вы рази телем которой был П._ К. Иванов, чтобы породить росток новой науки са мой ноосферы, представляющ ей сферу р азум а планеты Земля. О тправная точ к а для такой небывалой науки уж е з а ложена. «Н ельзя безнаказанно идти против природы и единства всех людей^ как з а кона природы... Биосфера перейдет та к или иначе, рано или поздно в ноосферу (сферу разума), т. е. в жизни народов... произойдут события, нужные для это го, а не этому процессу противореча щие... На определенном этапе разви тия человек вынужден будет взя ть на себя ответственность за дальнейшую эволю цию планеты, иначе у него не будет бу дущего», — утверждал Вернадский. Помочь осознать человеку единство всех людей с Природой — главн ая цель в народном учении П. К. Иванова. Пор- фирий Корнеевич подробно описывает, к ак происходит обоснованный Вернад ским геологический процесс. «Природа сам а творит, сам а своими силами и р аз руш ает». Все происходит по ее законам , вне этих законов ничего нет. «Человек — это н ачальн ая м аленькая клетка, по саж енная Природой н а Землю ». Можно только поразиться смысловому совпа дению терминов космической науки Вернадского с образными словами П. К. Иванова. Осознание единства людей друг с другом и с Природой, рождение на этой почве ноосферы, или сферы разум а, предотвратить невозможно. Каждому человеку лиш ь дано право выбора: ли бо сознательно перестраивать себя, тем самым помогая природе, побеждая внутри и вне себя болезни, либо про долж ать игнорировать происходящее, неизбежно подвигаясь к гибели. Если человек живет в соответствии с зак он а ми Природы, Природа его сохранит и во врем я бедствий. Экологическая петля, накинутая на ш ею человечества, возможность ядер- ны х коллизий, социальные и политиче ские процессы ярко показы ваю т, что разви тие человека, основанное на по требительской психологии (наиболее «полном» удовлетворении нескончаемых потребностей), привело цивилизацию на край катастрофы . П. К. Иванов, подоб но Вернадскому и Циолковскому, уви дел вы ход в рождении нового человека без прежних потребностей. Должны от пасть все вредные стереотипы жизни — насилие, зависть, жадность, лень, само довольство, лицемерие, злоба, гордыня. И зменится отношение к пище, одежде, жилью — они перестанут управлять людскими поступками. Иного пути, р а з ворачивающего человечество к жизни, по словам Иванова, не существует. В этой связи удивительным дополне нием к практическому учению Иванова служит р азработка Вернадским идеи об автотрофном (самопитающемся) челове честве, согласно которой человек обрел бы гораздо большую степень свободы, ок азавш и сь независимым от других би ологических существ — став автотроф ным, питающимся неорганическими ве щ ествами и энергией солнца. Много р азмыш л ял об эволюции человека и Циолковский. Идея о переходе челове ка в «лучистое состояние» — самое глу бокое его прозрение. «Человек будет преобразовы вать не только Землю , но и сущ ества, не исклю ч ая самого себя... И человека неизбеж но ждет эта судьба, это преобразова ние... А втоэволюция (саморазвитие) вплоть до превращ ения в космическое существо» (К. Э. Циолковский). Представления П. К. И ванова о сущ ности человека удивительны . Порфирий Корнеевич видел з а ними реальность, которая откры вает практическую эво люцию людей сам ы х ближ айш и х поко лений, начиная с человека сегодняшне го. Он предложил сознательный метод, ускоряющий эволюционное разви тие человека, меняющий структуру созна ния, сам став практическим ее приме ром и доказательством . Его рассуж де ния о человеке будущего такж е полны народной образности. «Ч еловек легкого х ар ак тер а сделает ся. Он своим зонтом-легкими себя в во з дух поднимет, будет летать. Не будет в природе видим, голосом говорить не бу дет. А когда он свои слова направит — себя покаж ет. Это будет он такой для всех. Он будет дл я всех безвреден, не будет плохого чинить... Тогда он р асск а ж ет вдруг о всех тысячелетиях, о тех ч уж и х мирах, где есть другой творец, дающий душу всем , кто любит все су щ ее вокруг. Б удь то кам ень или цветок, ч ервяк или человек». «По-новому будут ж и ть люди в При роде. Не самолеты , не ш утники , а люди добьются. Человек пойдет своим телом по воде, вот чего люди сами добьют ся. И х з а это Природа н ак азы в а т ь не будет, люди от нее за с л уж ат внимание... Люди друг друга полюбят, войны больш е не будет. Вот чего мы добьемся в Природе... Люди этого до ждутся, и х окружи т правда... Надо свое ставить, а другому не м еш ать», «Это рай н а Земле, где люди друг подле друга вплотную стоят. Нас не бу дут поодиночке забирать. Мы будем иметь тепло общего хар ак тер а. Не При рода нами, а мы ею будем р асп ор яж ать ся. Своею вежливостью , своею лю бовью... Болезни и всякие эпидемии че ловек не будет зн ать. Н астанут торж е ственные и радостные дни на Земле. Светлый р азум победит тьму, р азум ный смысл победит злобу». «Мы все будем друзьями матери При роды, больше не будем бороться с При родой, не будем между собой воевать. Поступок такой будет всем по душ е и сердцу... Мы все ц ветами засветим ся... В Природе ласка проявится, люди гор дость о ставят и будет одна вежливость, которая не будет м еш ать жить. У людей появится сознательность... А тмосфера будет в Природе другая, она изменит свое направление.»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2