Сибирские Огни № 001 - 1991

образом, его присутствие здесь, сегодня, среди исполнителей смертно­ го приговора над блудницей, должно было символизировать одобре­ ние и повиновение богатых людей законам древнего Израиля. Все эти события, вся картина двух десятилетий его жизни с мол­ ниеносной быстротой промелькнула в сознании Дауда, когда он про­ чел на песке имя Баруха. Он посмотрел на Иисуса — тот встретил его взгляд синими, на миг показавшимися бездонными и излучаю­ щими свет глазами, — и Дауд при этом безоговорочно понял, что Иисус видел всю эту картину, знает все и ждет от него, как он посту­ пит. И Дауд догадался, что и те двое, кто перед ним отошли, понуро опустив голову, были также изобличены в прегрешениях и, молчали­ во признав их, — ушли. Настала очередь четвертого старейшины, Бен-Аммона, так звали его. Чтобы понимать, как он поступил перед лицом Иисуса, надо знать его предысторию. Отличительной чертой его характера была непомерная зависть. Родившись в бедной семье, испытав лишения и унижения в детстве, он завидовал богачам и счастливым людям. Добившись с великим трудом статуса священнослужителя, он проявлял большую любозна­ тельность и старался выпытать у каждого, кто к нему обращался, по возможности, больше всяких сплетен и подробностей из чужой жиз­ ни, а в особенности — богатых и именитых людей. Мало того, он организовал целую сеть информаторов-шпионов, которые доносили ему обо всем творящемся в городе. Он обладал большим интеллектом и замечательной памятью, которая хранила, словно досье, компро­ метирующие данные всех более или менее выдающихся людей. Ког­ да прихожане обращались к нему за помощью в житейских делах, он давал умные и очень эффективные советы, которые вскоре при­ несли ему славу прорицателя и святого. Но верящие в него и припи­ сывающие ему пророческие способности не знали, что он страстно мечтает об известности и славе. Не имея никаких пророческих спо­ собностей, никакой интуиции или прозрения, он строил свои пред­ сказания и советы на основании скопившейся у него информации. Он был гигантом интеллекта, но при этом сознавал превосходство над собою истинных вдохновенных прорицателей и ясновидцев, к каким он причислял и Иисуса. И за это Его ненавидел. У него накопилось много компрометирующих фактов об осталь­ ных членах старейшин, но он их не оглашал, а берег как могучее средство, когда надо будет принудить того или другого члена Совета совершить что-либо задуманное им — Бен-Аммоном. Когда Иисус первым поманил к себе Бен-Акибу, то, в силу своей соглядательской привычки и желания подсмотреть, он шагнул вслед за Бен-Акибой и остановился за его спиной, прочел написанное на песке имя сводницы и ее воспитанницы. Это не было новостью для Бен-Аммона. Его шпионы давно донесли ему о связях старой сводни­ цы и Бен-Акибы. И когда последний, сраженный обличительными именами на песке, поспешно удалился, Бен-Аммон понял причину такого бегства. Когда второй старейшина предстал перед Иисусом и остановил­ ся как вкопанный перед вновь появившимся именем, Бен-Аммон вспомнил, что в архивах его памяти хранятся сплетни многолетней давности о странной и быстрой смерти совсем нестарого богача, от которого Исаак унаследовал вдову и богатство. Когда же перед Иисусом предстал Дауд-несосчитанный, Бен-Ам­ мон вспомнил, что в ранней молодости этого человека прозвали «Да­ удом голодным», так как он был нищ и влачил жалкое существо­ вание. Когда и Дауд зашагал вслед за уходящим Исааком, ему стало ясно, что Иисус обличил его в преступном приобретении богатств. Бен-Аммон умел принимать быстрые решения, он решил не ждать обличений пророка и решил уйти сейчас немедленно, пока на песке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2