Сибирские Огни № 001 - 1991

ского собора 1667 г. рассеявшиеся по Сибири, не покусились отвле­ кать простяков от Церкви и паствы. Если государи жаловали архипастырей для важных целей Веры и государства, то и не позволяли им выступать из пределов законно­ сти. Несколько тому примеров встречается во II периоде, но здесь довольно повторить грамоту 1678 г., в которой воспрещалось прода­ вать и чрез вклады уступать архиерейскому дому или монастырям поместья, земли, сенные покосы, рыбные ловли и всякие угодья, без государева указа. В 1681 г. (27 ноября) полагалось в эпархии Тобольской по чрез­ вычайному ея пространству, учредить подвластные митрополиту ви- кариатства, и в сем намерении представлялись три росписи для всех в России эпархий. По росписи первой предполагались викариатства в Верхотурье, Тюмени, Енисейске и в Даурии, по другой — в Томске и на Лене, а последняя соглашалась с первою. В 1682 г. снова пред­ ставлен от духовного собора Патриарху Иоакиму (в IV ч. Собр. грам. и догов.) доклад о прибавке архиереев в Сибири по причине, что в восточных ея пределах христианская вера не распространяется, а противники ея умножаются; но при ближайшем рассмотрении насе­ ленности и сил Сибири, без внимания к пространству, план иерархии толь многосложной, остался без последствия. В 1697 г. запрещено (24) лишенным прав состояния и пришлым монахам строить по Енисейскому округу монастыри без указа. В дру­ гой статье читатель увидит, на чей счет последовало благоразумное ограничение, равно увидит он в примечании 24-й скобки число суще­ ствовавших и доныне существующих в Сибири монастырей. Вообще, надобно принять за положительную известность, что в течение буду­ щего столетия монастыри убавлялись в своем числе, или упраздняе­ мые в одном месте, возводились в другом. В 1700 г. (18 июня) государь, полный теплой веры во Христа Бо­ га, как и любви к отечеству, изрек апостольскую мысль о распро­ странении христианского закона не только около Тобольска, но и да­ лее, в идолопоклоннических ордах и даже в пределах Китая. Да, в пределах Китая! Ибо прозорливому государю, после многократных дипломатических посылок, не могло быть безизвестным, что там преобладает древний панфеизм, государственно исповедываемый, и что буддизм есть верование орд, за великою стеною кочующих. Ус­ пешность пропаганды римской давала ему не меньшее упование на распространение православной веры. К выполнению благой мысли Петр приказал для занятия Тобольской кафедры назначить пастыря, ученостию и доброю жизнию отличающегося, с тем чтоб он привез с собою и достойных иноков, могущих проповедывать Евангелие в Ки­ тае. Для такой цели назначен был митрополит Дмитрий, неизвестно почему не прибывший в Тобольск, а чрез два года перемещенный в Ростов и замененный митрополитом Филофеем, мужем ученым и ревностным распространителем христианства. Читатель увидит в сле­ дующем периоде спеяние мысли Петровой. Викариатство Тобольской кафедры, в 1706 г. установленное для Иркутска, есть развитие одной и той же мысли. В следующем году Иркутск увидел первого своего епископа Варлаама, викария Тоболь­ ской кафедры. 7. Внутренние сообщения Сибири и сообщения с Россиею остава­ лись прежние, кроме трех нововведений. 1) Без перемены дороги верхотурской дозволено в 1697 г. (в на­ казе 1 сентября) Тобольскому воеводству, для скорейшего отправле­ ния нужных бумаг, открыть в летнее время путь чрез Утку и Кунгур на Казань. Сей путь сообщения долженствовал быть, кажется, водя­ ной, потому что от Утки, где строились и спускались на воду суда, не было заселения до помянутого города. 2) На основании благотворного торгового устава 1698 г. в облег­ чение переписки торговой учреждена пересылка писем по государе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2