Сибирские Огни № 001 - 1991
гя первый набор в 1710 г. для Якутского ополчения на оборону всего Северо-Востока. 5. Азиатцы оседлые были ясачные, или хлебопашцы, или слу живые. Одни татары мусульманского закона соединяли со службою и хлебопашество. В улусы ясачных, особенно неоседлых, всеми наказами и особли во повелениями воспрещалось вводить игру картами и зернью, так же вино и табак, для мены на мягкую рухлядь. Воспрещалось, а ис полнялось ли, это другое дело. Ясачные оседлые и неоседлые не могли подвергаться, за силою указа 1695 г. (22 декабря), ни пыткам, ни казням без доклада госу дарю. Притом наказывалось охранять их от накладов, притеснений и всяких обид. Монархи российские, чем больше видели простодушия в подданных, тем великодушнее являлись к ним, без различия племен. Татары Тобольского разряда всегда были покорны законам, доб рые ясачные, добрые служивые, всегда честны и дружелюбны. При оседлости они имели для зимы и лета двоякие юрты. Бухарцы, любя щие больше базар, чем землю, никогда не входили в обязанность службы государевой. Мечтая, что предки их во время Кучумово при несли из Мавареннагра на север магометанство, они некстати оскорб лялись преимуществами христианского духовенства и вместе с татара ми, от них подущаемыми, иногда приносили жалобы в Москву то на отнятие у них к духовным имениям земель и угодий (23), то на усильное крещение их единоверцев, которые, переменяя заблужде ние на истину, уходили от хозяев, как плуты, со сносом. Надобно признаться, обе жалобы не были вымышленны, как уже показано в I главе, по части земель и угодий, присвоенных духовными властями. Бухарцам Тобольского разряда, которым в 1686 г. возобновлено право ездить для торга к Архангельску и Астрахани, хотелось всегда и вести торг, и владеть землею без дани и оброка, наподобие бело местцев, не бывалых в Сибири. На сей счет законодатель велел в 1698 г. (28 марта) внушить им, что не водится того и в бусурманских землях, чтобы пришлому иноземцу жить без дани, когда природные подданные пользуются правами жительства недаром. Поэтому, как мы видели, положен в 1701 г. оброк на пахотные их земли. С приложением установлений мы совокупили и изображения бы та татаро-бухарского. В дополнение остается сказать, что бухариы, по ка в Сибири и на важных ярмарках требовались ткани бухарские и китайские, имели в делах значительный оборот. Свидетельством тому может служить азиатское тщеславие, с каким они отправляли сва дебные обряды, оканчивая веселости открытыми конскими скачками и выставками призов. Наши тезики* кланялись низко местным на чальникам, и начальники не чуждались юрт, а люди с доверенностию держались у них на руке. Есть, надобно признаться, какая-то сла дость сталкиваться и пустословить с людьми, иначе заправленными, иначе живущими, иначе верующими, с людьми, которых дух, при слиянии Тобола с Иртышом, навевает Востоком. 6. Тобольские архиереи пользовались приличным уважением у государей, которые называли их своими богомольцами, и в личном благоволении в 1684 г. позволили митрополиту Павлу ежегодно из Москвы выписывать вещей на 200 р. беспошлинно. Равномерно архи пастыри видели со стороны сибирских градоначальников почтение с благоприятством, и они сносились с иногородними воеводами чрез грамоты, посылаемые с детьми боярскими Софийского дома, как вид но из митрополичьей грамоты 1671 г. к туринскому воеводе. Народ благоговел к владыкам, пока старообрядцы, после большого Москов- * Так назывались таджики в старых наших столбцах. Празднование татарских бога тых свадеб с конским рыстанием всегда водилось, как и при Гмелине в 1734 г., в юртах Сабанаковых, и на моей памяти в 1788 г. на горе за валом при губернаторе Алябьеве. ИЗ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2