Сибирские Огни № 001 - 1991

гя первый набор в 1710 г. для Якутского ополчения на оборону всего Северо-Востока. 5. Азиатцы оседлые были ясачные, или хлебопашцы, или слу­ живые. Одни татары мусульманского закона соединяли со службою и хлебопашество. В улусы ясачных, особенно неоседлых, всеми наказами и особли­ во повелениями воспрещалось вводить игру картами и зернью, так­ же вино и табак, для мены на мягкую рухлядь. Воспрещалось, а ис­ полнялось ли, это другое дело. Ясачные оседлые и неоседлые не могли подвергаться, за силою указа 1695 г. (22 декабря), ни пыткам, ни казням без доклада госу­ дарю. Притом наказывалось охранять их от накладов, притеснений и всяких обид. Монархи российские, чем больше видели простодушия в подданных, тем великодушнее являлись к ним, без различия племен. Татары Тобольского разряда всегда были покорны законам, доб­ рые ясачные, добрые служивые, всегда честны и дружелюбны. При оседлости они имели для зимы и лета двоякие юрты. Бухарцы, любя­ щие больше базар, чем землю, никогда не входили в обязанность службы государевой. Мечтая, что предки их во время Кучумово при­ несли из Мавареннагра на север магометанство, они некстати оскорб­ лялись преимуществами христианского духовенства и вместе с татара­ ми, от них подущаемыми, иногда приносили жалобы в Москву то на отнятие у них к духовным имениям земель и угодий (23), то на усильное крещение их единоверцев, которые, переменяя заблужде­ ние на истину, уходили от хозяев, как плуты, со сносом. Надобно признаться, обе жалобы не были вымышленны, как уже показано в I главе, по части земель и угодий, присвоенных духовными властями. Бухарцам Тобольского разряда, которым в 1686 г. возобновлено право ездить для торга к Архангельску и Астрахани, хотелось всегда и вести торг, и владеть землею без дани и оброка, наподобие бело­ местцев, не бывалых в Сибири. На сей счет законодатель велел в 1698 г. (28 марта) внушить им, что не водится того и в бусурманских землях, чтобы пришлому иноземцу жить без дани, когда природные подданные пользуются правами жительства недаром. Поэтому, как мы видели, положен в 1701 г. оброк на пахотные их земли. С приложением установлений мы совокупили и изображения бы­ та татаро-бухарского. В дополнение остается сказать, что бухариы, по­ ка в Сибири и на важных ярмарках требовались ткани бухарские и китайские, имели в делах значительный оборот. Свидетельством тому может служить азиатское тщеславие, с каким они отправляли сва­ дебные обряды, оканчивая веселости открытыми конскими скачками и выставками призов. Наши тезики* кланялись низко местным на­ чальникам, и начальники не чуждались юрт, а люди с доверенностию держались у них на руке. Есть, надобно признаться, какая-то сла­ дость сталкиваться и пустословить с людьми, иначе заправленными, иначе живущими, иначе верующими, с людьми, которых дух, при слиянии Тобола с Иртышом, навевает Востоком. 6. Тобольские архиереи пользовались приличным уважением у государей, которые называли их своими богомольцами, и в личном благоволении в 1684 г. позволили митрополиту Павлу ежегодно из Москвы выписывать вещей на 200 р. беспошлинно. Равномерно архи­ пастыри видели со стороны сибирских градоначальников почтение с благоприятством, и они сносились с иногородними воеводами чрез грамоты, посылаемые с детьми боярскими Софийского дома, как вид­ но из митрополичьей грамоты 1671 г. к туринскому воеводе. Народ благоговел к владыкам, пока старообрядцы, после большого Москов- * Так назывались таджики в старых наших столбцах. Празднование татарских бога­ тых свадеб с конским рыстанием всегда водилось, как и при Гмелине в 1734 г., в юртах Сабанаковых, и на моей памяти в 1788 г. на горе за валом при губернаторе Алябьеве. ИЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2