Сибирские Огни № 001 - 1991
ли Кузнецк, сожгли загородный монастырь, разорили уезд, жителей убивали или брали в плен, скирды хлебные жгли, скот уводили или кололи. Гарнизон из 200 чел. делал по три дни сшибки безуспешные, пока не подоспела из Томска сотня казаков. Толь многократные разо рения, всегда деланные во время полевых работ, довлели бы для при нятия точных мер против разбойников, пользовавшихся разделением людей по полям, но оба областные воеводства оставались в непонят ном бездействии, пока в 1701 г. не последовало разрешение из Сибир ского Приказа: а) Предписано по линии Калмыкской, как и Башкирской, ввести во всех слободах и деревнях такой порядок, чтобы каждый крестья нин имел копье, бердыш, ружье, порох и свинец, чтобы везде вы брать десятских и сотских, могущих обучать свои участки оборони тельному искусству для отпора от наездников. Сего порядка, если б он был заранее распространен воеводами, достало бы пограничным жителям для отучения врывавшихся озорников. б) Спрошено: до какой цены простираются убытки, причиненные киргизами и калмыками? Когда ответствовано, что убытки имуществ ценятся по уезду Томскому в 11994 р., по Кузнецкому в 12343 р., разрешено воздать такою же мерою разорителям, и действительно нарочитые отряды казаков воздали им с лихвою. Что ж касается до разорений по тобольской границе, летопись умалчивает о сумме ут рат, равно и об удовлетворении, потому ли, что события случились при воеводах, давно сменившихся. 5. Среди толь чувствительных бедствий воля человеческая вм сто того, чтобы стремиться к уменьшению зол, нередко уносится в особенные беспорядки в дальнем краю, где она не подозревает надзо ра. Правительство нашлось в необходимости, на разных точках Си. бири, бороться то с правилами лиц, которые им самим облечены в права доверенности, то с злоупотреблениями ничтожных исполните лей, то с необузданностию таких людей, которые установлялись во имя Церкви наблюдать за благолепием храмов и поведением цер ковнослужителей. Дух того времени едва ли был собственно сибир ский. Приказ, несколько лет получавший из Сибири ясачную подать невысокого достоинства, проведав об изобилии в московских гости ных рядах дорогих мехов, дознался наконец в 1692 г., что воеводы (11), в Сибирь едущие, возят с собою в незаконном излишестве меда, пива, вино, табак и другие товары, на которые роднею их и прибли женными выменивается мягкая рухлядь первой руки, и на возврат ном пути провозится в скрытных укладках, в платье, постелях, по лозьях, хомутинах, а золото — в печеных хлебах. Какие ж примеры подавались подчиненным? Такие, какие представляет в 1697 г. необинующаяся история за конодательства (12). Служилые Сибири, и особенно Якутской области (т. е. казаки, дети боярские и, без сомнения, с приписью подьячие), одеваются в платья бархатные, объяренные, парчовые, золотом или серебром перетканные (в таких при Царском Дворе XVII века явля лись первые чины, в известные только праздники). Жены и дети их, продолжает грамота государева, наряжаются в дорогие материи, с золотыми или серебряными кружевами, а зимние платья носят на соболях и черно-бурых лисицах. К чему другому должно отнести это великолепное шутовство, как не к расхищению государственного до стояния и не к совершенной глупости маскерадных лиц, явно изобли чающих себя в преступлении должностей? Петр, которого ни совре менники, ни потомки не упрекнут в излишестве для своей особы, воз браняя описанную пышность в одеждах, довольствуется заметить енисейскому воеводе, что лучше бы излишки состояния употреблять на приобретение доброго ратного вооружения. Правда твоя, Великий Государь, но кто в отдаленной твоей Сиби ри не своевольствовал? Десятильники Тобольской митрополии (13) 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2