Сибирские огни № 012 - 1990
также, чтобы русские не вступали далее в земли Халхасского ханст- Еа, как недавно поддавшегося Китаю; но посол не хотел слышать о халхасдах, как без права нападавших на наши водворения, и ки тайцы от сего предложения, как им не порученного, тотчас отстали. 17- го китайцы желали, чтобы ос. Аргунский был перенесен на левую сторону реки, но не соглашенось. Посол для удержания Алба- зина показывал на своей карте границу по р. Зее. Езуиты, поспешив уверить китайцев в согласии на поступку Албазина потому только, что накануне говорено о халхасских землях, и в то же время ни слова об Албазине, сделали ложное внушение о желании границы и потом сложили вину пред китайцами на неустойчивость российского посольства. Китайцы, езуитами введенные в заблуждение, положили в воен ном совете прекратить переговоры, осадить Нерчинск и возмутить монголов и тунгусов, недавно поддавшихся. 18- го китайцы действительно подняли свой лагерь. Окольничий, хотя к обороне Нерчинска и были приняты меры, опасаясь не столь ко последствий демонстрации, сколько отпадения новых ясачных степи Агинской, принужденным нашелся согласиться на поступку Албазина, правого берега Аргуни и на черту по Горбице, дабы теми жертвами купить мир необходимый. Переговоры возобновились. Три дня сочинялся проект трактата, который прочитав россий ское посольство дивилось, что вместо вершин хребта поставлен гра ницею Становой хребет, к Чукотскому носу пролегающий. 23-го окольничий не приказал ответствовать на такую затейли вость до вручения письменной протестации на латинском языке. Китайцы, одумавшись, призвали на совещание езуитов, которые от вечали, что нельзя ожидать на эту статью согласия, потому что они видели на российской карте конец сего хребта в ш. 80°. На карте посла Становой хребет идет до ш. 80°. Речь моя не об ошибке, а о том, откуда он получил карту. В Москве еще не была получена работа Ремезова при отъезде окольничего; карта Н. Витзена 1687 г., изданная с Кемпферова начертания южного края Камчатки, не доходила до черты Становою хребта. Очевидно, что это была копия с ре- мезовского чертежа, полученная в Тобольске из канцелярии боярина Головина. Езуиты объяснили чрезвычайность расстояния от Пекина. Ки тайцы сдались, после чего решены статьи об оставлении перебежчи ков там, где находятся, о выдаче будущих, о наказании нарушите лей пограничной неприкосновенности и о свободном торге между обоими государствами. Таким образом, Гантимур, служивший неко торым поводом к раздорам, и уже в 1687 г. под именем Павла как окрещенного, с отцом Петром пожалованный в московские дворяне, по силе переговоров освободился от притязаний маньчжурских. В Древн. вивл. есть и другие неважные подробности о Гантимуре, но можно заме нить их следующими, из Иркутского архива извлеченными С. С. Щукиным. а. По указу 16 марта 1685 г. нерчинскому воеводе велено построить в Нерчинске дом для Гантимура Катаны (Павла), производить ему жалованья по 30 р. в год, хлеба против того вдвое и соли по 6 п. б. Указом 30 декабря 1710 г. тамошнему воеводе Качанову велено кн. Лариону (сы ну Павла) Гантимуру дать в отчину земли, с излишком против дворянских дач, к произ водимому жалованью прибавить 10 р., к 30 четв. ржи и к такому же числу овса приба вить по 10 четв. того и другого, да сверх того ежегодно давать ему 10 ведр вина, и писать кн. Лариона стольником. Вероятно, были заслуги, за которые Гантимур награжден так щедро, по тогдашнему времени. Но, чтобы Кансий соглашал в 1700 г. Гантимура, вопреки торжественного трактата, перейти в Китай, с чрезвычайными обещаниями чиновного повышения и жалованья, как писано в одной статье Сиб. Вест. 1822 года, это надобно считать тунгусскими сказками, как и то, что будто бы Гантимур-отец, когда жил при Науне, считался у богдохана чет вертым боярином. В старинных маньчжурских требованиях Кентимур именуется старши ною звероловов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2