Сибирские огни № 012 - 1990
Нерчинска в Албазин наказную память, чтобы ограничиться в по исках по Амуру, не требовать ясака с тунгусов, живущих по Зее, и жить на страже от нападений. Вероятно, он был застращен в Пекине и, вероятно, слышал или видел по дороге военные приготовления, но завещание умеренности вменено Спафарию и в Нерчинске и в Албазине в измену. По отъезде его начали опять жить нараспашку тем более, что воеводы обоих мест, часто сменяясь, пренебрегли вни кать в намерения соседа огорченного. 2. Здесь кстати бы отдать справедливость заботливости нерчин- ского начальства о разведывании руд, но заботливость его не увен чалась с 1676 по 1679 г. успехом. По словам тунгусов, надлежало открыть руды золотую, серебряную и оловянную около 3 речек, в Аргунь падающих; дважды ездили из Нерчинска на указанные реч ки, видели около 20 старинных плавилен, принадлежавших безвест ному народу, брали с собой желтой и серой руды, да пять разных земель, и выплавили в Нерчинске из серой руды только свинец. По казаны были руды иноземцам, ездившим со Спафарием, но и они показали не больше знания. Мешки с рудами и землями посланы в Тобольск, в Москву, и на сей раз дело тем кончилось, только госу дарь подтвердил Нерчинского острога голове Лисовскому продол жать рачение по сему предмету (7). 3. Благоразумно ли или нет Спафари наказывал не дражнить маньчжу-китайцев на Зее, мы скоро увидим; только воеводство Нерчинское, принимая сию реку за тыл Албазина, почло нужным оградить себя по той линии. Поэтому в 1677 г. послано казаков и промышленников поставить в верху Зеи острог под именем Верхо зейского. В 1679 г. поставлены на Зее другие два острога — Селим- баевский и Додонский. В 1681 г. воевода нерчинский послал в Алба зин указ набрать охотников в службу, чтобы при наступлении весны идти на судах по Амуру до устья, осмотреть берега поморские и на ложить дань на спопутных иноплеменников. Экспедиция сия не сбылась по малому числу охотников и по недостатку снарядов; в том году только построен ост. Аргунский, вероятно, там, где было зимовье Пущина. Этот 1681 год был последний год благоденствия и покоя для Албазина, потому что наступает время самоуправства и безначалия в Албазине, а извне приближаются опасности нашест вий. В 1682 г. построено на р. Амгуне Дукачакское зимовье для взи мания ясака с неподвластного Маньчжурии племени. Другая партия якутских казаков, присоединясь к албазинской на Амгуне и рас пространив свои действия по левой стороне Амура, прогнала натков и гиляков, хотевших разорить острог Тугурский на Ламе. В 1683 г. послана из Албазина на смену партия из 67 человек на Амгунь; она, дойдя до города Сахаинула, на правом берегу Амура крепко выстро енного для главного управления Амурским краем, была обхвачена, так что немногим удалось убежать в ос. Удский или в Албазин. Вот начались вторичные уроки растянутого на Амуре распространения! Маньчжу-китайцы, изведав нашу захватчивость без оглядки, проти вополагают дерзости коварство, мужеству силу. Права на берега Амура были равны у нас и у них, но не равны силы. В 1684 г. двое пленных русских подосланы из Пекина к Алба- зину с воззванием сдать укрепление в силу обещаний или угроз. По слание прочтено казакам самим воеводою, из среды их самовольно выбранным, но все они отвечали в один голос, что станут защищать свое место до последней капли крови. Жалеть надобно о том, что мало было ратников, что недоставало военных снарядов и, главней- ше, недоставало воеводы благоразумного и надежного. В Тооольске известно было критическое положение Албазина из частных донесе ний, но за дальностию трудно вскоре помочь людьми и снарядами. Мужественный, однако ж, Толбузин благовременно туда прибыл на воеводство, а в Нерчинске переведен из Иркутска благоразумный во-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2