Сибирские огни № 012 - 1990
— То ли у тебя или Васьки меньше нахрапа? — парирует Да нилов. — Только он у вас интеллигентский, а у меня — напрямую. — Вот опять интеллигентом обругал, — сетует Юрка. — За что? — А ты, Федя, сам уже гнилая интеллигенция, — уличает То- дик. — Среднее образование! Никуда не попрешь. Вася не может не встрять, для него недопустимо затушеваться, он должен перебить спор, затеянный без его участия. Он обращается к Вале как можно проникновенней и красивей со стихами из пуш кинских «Цыган»: Живи на воле без уроков, Не знай стеснительных палат И не меняй простых пороков На образованный разврат. Он как бы намекает, как бы подмигивает Вале, призывая к про стым порокам. Валя завела на патефоне пластинку Вертинского, и раздался тоскующий даже в бодрых ритмах, завораживающий артистичной картавостью голос словно с того света; еще и этим он завораживал, этот голос, что шел с того, белогвардейского, света, из заграницы, из чанкайшистского Харбина, захваченного сейчас японцами. Кто зна ет, как проникали харбинские пластинки через границу на замке, через все бдительные ограждения от таможни до НКВД. Правда, их владельцев не записывали во враги народа, хотя, конечно, никто и не хвалился публично, что у него есть Вертинский. Да мало ли эмигрантских пластинок ходило по стране из рук в руки: и Лещен ко с его незабытым «Чубчиком», и сам Шаляпин с «Дубинушкой» и «Блохой», да и не только певцы: хранился же у мамы дореволю ционный томик еще одного белоэмигранта — Игоря Северянина. Сейчас, впервые услышав Вертинского, Вася удивился, как они схо жи, Северянин и Вертинский, необычностью ритмов и плетением слов. Даже странно, что у Вертинского не оказалось ни одной песни на стихи Северянина. Укачивали незнакомые ритмы, влекли прижаться и закрыть глаза, чтобы ощущать только, как в плавном шаге танго колени ка саются коленей. В бананово-лимонном Сингапуре, где, брови черно-синие нахмурив, танцуют все танго... И кюрдамир становился вкуснее, его терпкость все гармоничней сочеталась с терпкостью музыки и слов. Ни Нади, ни Веры не было здесь, и неогражденная свобода обуяла Москалева, будто ничего еще не накрутилось в жизни и все начинается заново, и не с простых пороков начинается, а с образованного разврата. Он прижимал к себе Валю-именинницу, ловко проводя ее между танцующими парами, а сам налагал на ритмы Вертинского северя- нинские слова, громко, заглушая пластинку, мешая, наверное, тер пимым к нему сотоварищам: В группе девушек нервных, в остром обществе дамском я трагедию жизни превращу в грёзо-фарс. Ананасы в шампанском, ананасы в шампанском! Из Москвы в Нагасаки, из Нью-Йорка — на Марс! Да еще жестикулировал, то и дело убирая руку с Валиной та лии, чтобы выразительно показать на каждую девушку нервную, чтобы широким жестом обозначить в целом острое общество дам ское. Он снова был как Труффальдино со стружками на ноге и не мог, не хотел прийти в себя, и не было на него Валентины Викто ровны, как не было ни Нади, ни Веры. А потом Верочка Ушманова прильнула к нему, и он стал высо ким, как Гришка. В торопящем темпе фокстрота Верочка подняла к нему лицо и, улыбаясь призывно, сказала:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2