Сибирские огни № 012 - 1990
Александр Черемнов одним из первых смело и громко заявил о неизбеж ности революционного подъема. В 1910 году он создает яркий и убедительный образ Кузнеца, который символизировал силу и ударную мощь пролетариата. Стихотворение «Кузнец» было опубликовано в 32-м сборнике «Знание». В эти годы с нарастающей силой проявляется обличительная сила поэзии А. Черемнова. Он пишет тогда революционно-романтическую поэму «Красный корабль». Красный корабль — это также символ революции, самоотверженной борьбы прогрессивных сил против двуглавого орла, олицетворяющего деспотиче ский царизм. Двуглавый орел, по понятиям поэта, — чудовище, уродливое чудо. Огромная черная голова На длинной шее, точно у верблюда, И с клекотом другая поднялась Еще страшней — с огнистыми глазами... И свет померк, как будто за крылами Чудовища незримо ночь неслась. Поэма по цензурным соображениям не была опубликована, но А. М. Горь кий высоко оценил ее: «Мне Ваша поэма нравится, я искренне рад, что Вы написали ее так сильно, ярко, благородным стихом». Александр Черемнов использовал разные жанры — басни, притчи, гимны, памфлеты, оды, зарекомендовал себя мастером сатиры. В «Пеоне о бедном Ма каре» поэт убедительно показал, как терпеливый русский мужик, кормилец всех и всяческих тунеядцев, начал прозревать и почувствовал себя полноцен ным гражданином своего Отечества. Но дружба с А. М. Горьким, судя по всему, была не очень прочной и не выдержала проверку временем. С 4 июля по 15 августа 1912 года Иван Алексеевич Бунин с женой и пле мянником П. А. Пушешниковым гостили в Клеевке Себежского уезда Витеб ской губернии, имении приемной матери А. Черемнова. Бунин «коптел» над корректурой сборника повестей и рассказов «Суходол» и вдохновенно писал. Он создал там такие лирические шедевры, как «Два голоса», «Белый олень», «Псковский бор». Переписка двух писателей продолжалась более пяти лет (1912—1917 гг.) и сохранилась частично: 13 писем Бунина и 25 — Черемнова. Они опубликованы в «Литературном наследстве», т. 84. Правда, из писем Черемнова только 14. Хорошо известно, что И. А. Бунин был строг и скуп на похвалу и разбор чив в дружбе, но к Черемнову не скрывал своего доброго расположения. Это подтверждает, в частности, письмо от 30 мая 1912 г.: «Да, — как вы могли это видеть из протоколов, посланных мною вам, — я вошел в это книгоиздатель ство (Книгоиздательство писателей. — М. М.) и весьма был бы рад видеть в нем вас, Александр Сергеевич». И еще одна деталь: Бунин, посылая Черемнову, как он выразился, «том моих словосочинений», добавляет: «С трепетом жду отзыва в «Заветах». Поддержите хоть вы — запуган я критикой». А 10 октября 1912 г. шлет спешно открытку, уведомляя, что Черемнова «единогласно» избра ли в «Книгоиздательство писателей», — «Шлите 200 р.». Александр Черемнов высоко ценил талант И. А. Бунина, с почтением на зывал Генералом, Академиком. 16 ноября 1913 года он пророчески написал Ива ну Алексеевичу: «Что до моих похвал вам, то вы сами знаете, насколько они искренни. Все смешается в корзине забвения и все забудется, но стихи ваши переживут Эйфелеву башню...». А о рассказе «Господин из Сан-Франциско» — с восторгом, изумлением: «Что за чудовищная сила! Какая жуткая глубина, ка кая цельность, какая красота!»... С ноября 1912 года по апрель 1913-го Бунины жили на острове Капри. Об этом А. Черемнову написал старший брат поэта — Юлий Бунин. Его письмо публикуется впервые. Оно на фирменном бланке редакции журнала «Вестник воспитания». «15 января 1913 г. Москва, Арбат, Старо-Конюшенный пер., 32. Дорогой Александр Сергеевич!: Поздравляю Вас и многоуважаемую Марию Павловну1 с Новым годом и желаю вам обоим всего хорошего и доброго здоровья. С удовольствием вспоми наю дни, проведенные в Клеевке2, и Ваше гостеприимное радушие. Мы все очень сожалели, что вы не могли приехать к юбилейным торжествам»3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2