Сибирские огни № 012 - 1990
А ведь важно не только то, что расска зано, но и поэтическая выразительность рассказанного. Невзыскательные соби ратели и еще более невзыскательные так называемые «сочинители» (обработ чики) фольклора, которых одно время развелось очень много и которые засо ряли сказы внелитературным материа лом, заваливали благородное дело, что вызвало острую полемику о правомер ности существования и бытования со временного фольклора. Сказы же, запи санные А. Мисюревым, — это каждый раз вполне законченное художественное произведение (сколь бы малым оно ни было) с новеллистическим построением сюжета, с широким введением диалога в повествовательную ткань, с реалисти ческим раскрытием сущности эпизода или характера, как бы фантастично внешне он ни выглядел, с художествен но-своеобразным, в высшей степени ко лоритным языком и стилем. Смысл и форма для А. Мисюрева — не растор жимы, он и строчки не запишет, если рассказываемое лишено самобытности и оригинальности, если нет в нем поэти ческого зерна. Именно высокие художественные ка чества записей самым решительным образом определили их социально-исто рическую значимость. Если мы сегодня захотим узнать, как жили в Сибири ра бочие на рудниках и заводах чуть ли не XVIII века, чем жили крестьяне в притрактовых селах, каковы были их нравы, о чем они думали и мечтали, — мы можем теперь получить эти сведе ния почти что из первых рук — из по этической истории, созданной самим на родом. С удивительной ясностью и эпической простотой рассказано о каторжной жиз ни народа в прошлом, с гневом и нена вистью обрисовываются фигуры куп- цов-душегубов и всякого рода предпри нимателей, этих кровавых рыцарей ка питалистического стяжательства. В гор нозаводских сказах мы видим, что из девательства над рабочим человеком бы ли доведены до немыслимого предела. А цикл рассказов о купцах-миллионерах Кухтериных, предания о зверюге Мит рофанове, который от грабежа три дома поставил, и о многих других, таких же свирепых хищниках, — ведь они ха рактеризуют не одних угнетателей на рода, но и трагическое положение са мих народных масс. Вместе с тем, собранные А. Мисюре вым сказы и предания превосходно пе редают обаятельный характер самого народа, сумевшего под ярмом чудовищ ной эксплуатации сохранить живую и прекрасную душу. Из всех произведе ний, найденных А. Мисюревым, скла дывается единый и цельный образ на рода — умного, сметливого, отважного, сильного, выносливого, гордого и выше всего ставящего свою свободу. «И мож но смело сказать, — писал Савва Ко жевников, —что в крепостническом Ал тае не было завода, рудника, прииска, в котором народная фантазия не создала бы своего легендарного героя» (С. Ко жевников. Под ясными звездами. Бар наул, 1967, с. 154). Когда мы говорим о самосознании рабочего класса, мы обра щаемся именно к такому герою, выра зителю надежд и чаяний народных, дерзко бросившему вызов всей царской государственной машине, всему миру насилья и грабежа. Мы обращаемся к верно и образно выраженной самим на родом мысли, в основе которой лежит исторически сложившееся убеждение: «Народ — как волна: куда захочет — туда плеснет и смоет, чего не надо ему...». В сказах, собранных А. Мисюревым, раскрывается целый поэтический мир, развертывается живописная мифология старинной сибирской мастеровщины, старинной сибирской ямщины. Это яр чайший памятник народной фантазии, устного народного творчества. Есть еще одна сторона деятельности Александра Александровича. Это его соб ственное творчество, в основании кото рого тоже лежат образы собранного им фольклора. И можно без преувеличения сказать, что это значительное явление нашей советской сибирской прозы — в такой же степени, как прославленные сказы Бажова или произведения Писа- хова. Мы любим говорить о пролетарской поэзии и, случается, неприбранные вир ши за подписью рабочего выдаем за об разцы такой поэзии. А писатель А. Ми- сюрев обратился к истокам этой поэзии в самом рабочем классе Сибири и свое собственное вдохновение черпал в под линно пролетарской поэзии, создав вы сокохудожественные произведения о крепостных горнозаводских рабочих с их^борьбой за свое освобождение и меч той о справедливой жизни. И снова нужно обратиться к тому, что делает литературу литературой — ’к ее языку, в данном случае — к языку произведений Александра Мисюрева. «Лицо у Ивана было красноватое, ове янное жаром плавильных сечей, взгляд был туманный, и любил Иван выдумы вать то, что другим не приходило на ум». Так начинается рассказ «О плавиль щике руд Иване Зажигаеве». Сразу ска зано и о профессии героя, и его внеш нем виде и внутреннем содержании. Сказано с нетрафаретным лаконизмом] содержащимся в самом отборе слов, в их сопряжении. А как говорит Иван? «И найдутся мастеровые люди, вся ких дел искусники, и совьют из тех ни ток веревку лучшую на свете, а я сотво рю петлю, да на всех приказчиков де мидовских вздену. И самого господина нашего Демидова зацеплю той же пет лей. И повесим их, супротивцев наших, на самой высокой сосне, что в бору Ко- лыванском красуется». Здесь отсутствует искусственная ар хаизация и в то же время расставлены такие лексические опоры, которые без ошибочно свидетельствуют о старине — «искусники», «сотворю», «вздену», «су- противцы», а определения так смещены, что речь героя приобретает свою слегка напевную тональность, как и положено
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2