Сибирские огни № 012 - 1990
гляден, и в данном случае нет никакого резона делать исключение. Весьма ак туально звучат слова Бердяева: «Рево люция имеет онтологический смысл. Смысл этот пессимистический, а не оп тимистический. Обнаружение этого смы сла направлено против тех, которые ду мают, что общество может бесконечно существовать мирно и спокойно, когда в нем накопились страшные яды, когда в нем царят зло и неправда, внешне прикрытые благообразными формами, идеализированными образами прошло го»133. АВТОР, СЧИТАЯ ПОЗУ ВЕРОУЧИТЕЛЯ НЕУМЕСТНОЙ, ВСЕ ЖЕ ДЕЛИТСЯ С ЧИТАТЕЛЕМ КОЕ-КАКИМИ СООБРАЖЕНИЯМИ Мне менее всего хотелось бы поддать ся искушению историософии, бердяев ской или марксистской — не важно. Промысел — столь же слабая гарантия от возвращения тоталитарной политиче ской идеологии, как и «объективные за кономерности»: история не знает «пол ных и окончательных» побед. «Развитой социализм» испарился. Переразвитого мы вряд ли дождемся. Но распад любой сложной системы — это процесс, логи чески обратный ее становлению. Здесь повторяются все пройденные когда-то фазы, и на смену вчерашнему дню мо жет явиться позавчерашний. Назад —к Хрущеву, Сталину, Ленину, Марксу. У кого-то сделаны ставки. С ними разго варивать бессмысленно. А тем, кто чис тосердечно возлагает надежды на этот вариант, я без лишней скромности ре комендую перечитать эту статью. Ведь не из академического интереса на мно гих страницах обсуждалась эволюция марксизма. Тоталитарная политическая идеология проявляет поразительную способность к перевоплощению. Только-только покон чив с одной евтопией, мы выдумали се бе другую: Запад, вовсе не случайно оказавшийся и социалистическим, и коммунистическим. Хрущевский потре бительский рай обернулся «государст вом всеобщего благосостояния». Не спо рю — эффективна представительная де мократия, вовсе не плох рыночный тип хозяйственной связи. Но становится не по себе, когда и то, и другое объявляют «общечеловеческими ценностями». Не досыта ли напилась Россия коктейля, где идеал смешан с «механизмами», а цель со средствами, не допьяна ли? В этом пункте здравый смысл приобрета ет черты иррационального воления: так будет, потому что «мы» так хотим и иначе не можем — «мы» верим. А не надо бы. С этакой верой — только на проезжий тракт. Ничего хорошего не ожидает страну, где лозунг «Обогащай тесь!» без всяких ухищрений протес тантской этики воспринимается как мо ральный императив. И что это, позволь те спросить, за наука, которая строит проекты экономических и политических реформ, исходя не из данности, а из заведомо идеализированного «зару бежья»? Все повторяется. Я уж не го ворю об альтернативном направлении нашей общественной мысли. Плюра лизм, вестимо. Но нужно понять, что плюрализм тоталитарных идеологий — это конфронтация. По-прежнему существуют социальные условия, вызвавшие к жизни старое со знание, и к ним добавляются неутеши тельные — в колею — «новизны». Ска жем, политизированные массы — самый подходящий питомник для тоталитар- ных идеологий. И пусть это — глас во пиющего в^пустыне, я буду твердить: дело не пойдет на лад, покуда политика довлеет над всеми сферами человече ского духа. Нужно избавить от назойли вой опеки науку, искусство, право, мо раль и остальное, а значит — избавить ся от веры в спасительную миссию го сударства и его институтов (вчера это была партия, завтра может быть что-то иное). Таков первый пункт моей про граммы: не деидеологизация, а деполи- тизация идеологии. Есть основания по лагать, что на этой основе создастся ре альный плюрализм — ведущий к со гласию. Во-вторых, элементы общест венного сознания должны вступить в новое и более свободное соединение. Да, вера перестанет быть цементом, связы вающим глыбы. Но ее значение не уба вится. Я даже не о религии — это от дельная статья. Но без веры невозмо жен идеал — никому (включая Маркса) не удавалось обосновать его рациональ но. Невозможна наука — тут я полага юсь на авторитет Т. Куна, который счи тал, что решение ученых отстаивать не которую парадигму или принять новую основывается только на вере. Невоз можна мораль. Невозможна нормаль ная человеческая жизнь. Так стоит ли дорожить шорами, уважаемые сограж дане? Давайте — коль скоро мы верну лись к эренбурговскому образу — наде нем очки, не перебирая с диоптриями. Нам как никогда важно видеть. П Р ИМ Е Ч А Н И Я 1 Современное видение социализма //Правда,— 1990. — 22 января. 2 Там же. ! М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч,—2-е изд,— Т. 37,—С. 384. 4 Там же.—С. 113. 5 Л е н и и В. И. Поли. собр. соч,—Т. 44 — С. 326. ‘ Л и с и ч к и н Г. Мифы и реальность: нужен ли Маркс перестройке? //Новый мир,— 1988.— № 11 . I Ц и п к о А. Истоки сталинизма //Наука и жизнь,—1988,—№№ 11, 12; 1989,— » 1, 2. “ Э п ш т е й н М. Ленин — Сталин //Родник,— 1989,—№ 6,—С. 38. ’ Б у р т и н Ю. Ахиллесова пята исторической теории марксизма //Октябрь—1989,—№№ 11, 12. 10 Октябрь,—1989,—№ II,—С. 10. II М а р к о в и ч М. Маркс об отчуждении //Воп росы философии,— 1989,—№ 9,—С. 39. 12 Г а н г н у с А. На руинах позитивной эстети ки: из истории одного термина //Новый м и р - 1988.—№ 9,—С. 150. 15 М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч,—2-е изд.— Т. 4,—С. 12. 1* Там же.—С. 11. “ Б а к у н и н М. А. Философия. Социология. Политика.—М„ 1989,—С. 443—444. 16М а р к с к., Э н г е л ь с Ф. Соч,—2-е изд.— Т. 19,- С. 351. 17 Там же. 1®Там же,—Т. 1,—С. XII (первая пагинация). •• Там же,—С. 427-428. 20 Там же.—С. 381. « Там же,—С. 379. “ Там же,—Т. 42,—С. 25.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2