Сибирские огни № 012 - 1990
время, в 1937—1938 годах, хотя, как видно из материалов, эти господа состо яли в шпионах иностранной разведки и вели заговорщическую деятельность уже в первые дни Октябрьской револю ции?.. Чем объяснить такой промах?.. Объясняется он недооценкой роли и значения механизма нашего социали стического государства и его разведки, недооценкой этой разведки, болтовней о том, что разведка при Советском госу дарстве — мелочь и пустяки, что совет скую разведку, как и само Советское государство, скоро придется сдать в му зей древностей»121. Возникла же пагуб ная недооценка не случайно — «на поч ве недоработанности и недостаточности некоторых общих положений учения марксизма о государстве»122. И, срывая аплодисменты, Сталин без напряжения —как подобает мудрейшему из мудрых —восполняет пробел, приходя к нетриви альному для марксиста результату: «чу довищный выкидыш общества» вовсе не отомрет при социализме; возможно, что даже «в период коммунизма» мы не обойдемся без «армии, карательных ор ганов и разведки». Интересны в этом пассаже не аргументы — до недавнего времени они (без ссылки на источник) воспроизводились во всех учебных по собиях по научному коммунизму, — а особенно зримое «наслоение» теории на заведомо фальсифицированную реаль ность. Мы-то читали в газетах: не было никакой «шпионской и заговорщиче ской деятельности», Сталин лгал. В одной из своих статей И. М. Клям- кин заключает, что ложь вообще функ циональна для так называемой Адми нистративной системы: «Людей... забот ливо оберегали от всяких лишних све дений: чтобы поддерживать их веру в то, что лозунг «Догнать и перегнать!» успешно выполняется и вот-вот будет выполнен, сообщалось только о побе дах, а если в жизни случались пораже ния, то им или находили виновника в лице «шпиона-вредителя», или тоже объявляли победами, и история с «пе ревыполнением» первого пятилетнего плана — скорее правило, чем исключе ние»123. Пусть так. Но попробуй-ка об мани, когда тебе не верят: устранить это препятствие, нередко возникающее на пути устроителей человеческого сча стья во всемирно-историческом мас штабе, очень трудно. Тоталитарная по литическая идеология оказалась как нельзя кстати. Позволю себе провести не слишком корректную аналогию: Абе ляр (и Маркс) — «понимаю, чтобы ве рить»; Августин (и Ленин) — «верю, чтобы понимать»; Тертуллиан (и Ста лин) — «верую, ибо нелепо». Аналогия, повторяю, сомнительная. Маркс навер няка обиделся бы за сравнение с не удачливым поклонником Элоизы, при писываемая Тертуллиану максима ни как не оправдывает лжи. Что касается Сталина... «Старая деревня с ее цер ковью на самом видном месте, с ее луч шими домами урядника, попа, кулака на первом плане, с ее полуразрушенны ми избами крестьян на заднем плане — начинает исчезать. На ее место выступа ет новая деревня с ее общественно-хо зяйственными постройками, с ее клуба ми, радио, кино, школами, библиотека ми и яслями, с ее тракторами, комбай нами, молотилками, автомобилями,»124 —это сказано с высокой трибуны в 1934 году. НОВЫЕ ВРЕМЕНА — НОВЫЕ ПЕСНИ Лучший друг детей и физкультурни ков успел смертельно надоесть за годы перестройки, и я не хотел бы слишком задерживаться на этом предмете. Всего лишь несколько слов. Мы видели, как партия превратилась в «идеальный про летариат». Уже при жизни Ленина был сделан и следующий шаг: «Если не за крывать себе глаза на действительность, то надо признать, что в настоящее вре мя пролетарская политика партии оп ределяется не ее составом, а громадным безраздельным авторитетом того тон чайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией»125. А к се редине 30-х не запятнал себя «оппози циями» и прочими неблаговидными по ступками только один представитель «тончайшего слоя» — Сталин. Ему, ста ло быть, достался авторитет. Прозрач ная логика, не правда ли? Но мы ниче го не поймем в дальнейшем, если не будем учитывать одно обстоятельство. Ведь не в собственных глазах опорочи ла себя «партийная гвардия». Все они — Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин — рассматривали себя как более достой ных преемников ленинского дела, чем «гениальная посредственность» Сталин. Они надеялись вернуться. Вот этого-то и опасался массовый, до поры до вре мени немотствующий слой скромных партработников, которые тягой к вла сти компенсировали отсутствие дорево люционного стажа и прочих пролетар ских добродетелей. Сталин протянул им руку помощи — и получил сторицей, ибо культ личности помогает безликому выжить. Казалось бы, на уровне кол лективного бессознательного кореня щийся образ — «вождь-солнце». И, од нако же, в 30-х годах он приобрел почти физическую достоверность: отражен ный свет. Сотни тысяч маленьких Ста линых вершили судьбы страны. Тьма слепила солнечными зайчиками. Так продолжалось до пятьдесят ше стого. Объясняя метаморфозу, не отде лаешься ссылкой на динамизм тотали тарной политической идеологии: даже Оруэлл не мыслил ее без «Старшего Брата». Надо бы послушать очевидца событий. К счастью, тридцать лет и три года уже истекли — знаменитый до клад Хрущева стал достоянием общест венности. Прошел почти незамеченным: время безжалостно, документы стареют, как и люди. Но мы слишком долго жда ли, чтобы спешить теперь. К тому же еще не утерян полезный навык читать между строк. Вдумаемся в следующее— на первый взгляд, проходное —рассуж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2