Сибирские огни № 012 - 1990

коммунизма. Логика любимца партии безупречна. Социалистическая револю­ ция — крах капитализма, сопровожда­ ющийся неслыханным доселе разруше­ нием всех производительных сил. Ста­ рые организационно-хозяйственные свя­ зи нарушены. Новых еще нет. А «про­ цесс распада капиталистической си­ стемы сопровождается не только унич­ тожением живой рабочей силы или ее деквалификацией, но и простым выпа­ дением ее из трудового процесса»111. Таким образом, деклассирование проле­ тариата — даже не случайный, а зако­ номерный эффект социалистического строительства (сколько их было с тех пор открыто, этих «объективных зако­ номерностей» — нэп, коллективизация, индустриализация, даже перестройка). И вывод: «Пролетариат приходит к сво­ ему господству как класс. Но это от­ нюдь не означает сплошного характера этого класса, где каждый его член пред­ ставляет какую-то идеальную среднюю. Пролетарский авангард активно ведет за собой других»112. Авангард — это, по­ просту говоря, партия. Верить в пролетариат, повторяю, на­ ивно. Мало ли чего он выкинет. Верить в партию — не только возможно, но и необходимо: как сказал Ленин, «основ­ ным условием применения и сохране­ ния нашей строжайшей дисциплины является преданность»113. Иррациональ­ ная природа этой преданности исследо­ вана Р. Конквестом в «Большом терро­ ре». Английский ученый приводит по­ разительные слова Троцкого из стено­ граммы тринадцатого партсъезда: «Пар­ тия в последнем счете всегда права... Правым можно быть только с партией и через партию, ибо других путей для ре­ ализации правоты история не создала». Подобно тому, как для отца Сергия Булгакова София была «идеальным че­ ловечеством», для поколения «ленин­ ской гвардии» партия стала «идеаль­ ным пролетариатом», мистически-актив- ным началом — истинной мудростью. «Что такое октябрьская револю­ ция, что такое коммунистическая пар­ тия, если не чудо? Ибо «чудо есть ре­ зультат проявленной воли», а «больше­ визм есть партия, несущая идею пре­ творения в жизнь того, что считается невозможным»... Чудо заключается в том, что стремление партии противоре­ чит «общественным законам», провоз­ глашенным Марксом: социализм дол­ жен возникнуть в результате захвата власти партией, представляющей боль­ шинство пролетариата в развитой про­ мышленной стране. Вместо этого полу­ чается, что коммунистическая партия пыталась создать в Советском Союзе, с помощью только силы воли и органи­ зации, промышленность и пролетариат, которые в принципе должны ей пред­ шествовать! .„Такая партия может сде­ лать чудеса и добиться того, чего не сможет добиться никакой другой чело­ веческий коллектив. Настоящий комму­ нист, то есть человек, который был вос­ питан в партии и достаточно глубоко 138 проникся ее духом, сам становится чу­ дотворцем»114, — так передает нам Р. Конквест «взволнованную тираду» сравнительно молодого члена партии, на которого Ленин в свое время возла­ гал большие надежды — Ю. Пятакова. Круг замкнулся. Партия, созданная для воплощения идеала в жизнь, сама стала идеалом, имплантированным в действительность. Во всяком случае, так нужно было верить. Партбилет сравнялся с благодатью, и лишь только это произошло... Трудно сдержать вол­ нение, ведь мы присутствуем при рож­ дении качественно нового, никогда до­ селе невиданного духовного образова­ ния — ни мышонка, как говорится, ни лягушки. До сих пор в составе револю­ ционного учения можно было без натя­ жек выделить только три элемента — идеал, «науку», «технологию». Теперь начинается бурная экспансия в другие области человеческого духа. Мы рас­ смотрим этот процесс на двух примерах — нравственности и права. Просвещен­ ный читатель, конечно же, знает, что Маркс восставал против старых зако­ нов и довольно-таки нелестно отзывал­ ся о старой морали. Но при этом он не претендовал и на создание новых норм поведения. В «Немецкой идеологии» об этом сказано с предельной ясностью: «Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали... Они не предъявляют людям морального требования: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных условиях необходи­ мая форма самоутверждения индиви­ дов»»5. Ленин и тут пошел дальше учи­ телей: по его мнению, «нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объеди­ нению всех трудящихся вокруг проле­ тариата, созидающего новое общество коммунистов»116. Полагаю, комментарии излишни. И чтобы не тревожить лиш­ ний раз прах вождя, дадим возмож­ ность высказаться по поводу законно­ сти одному из первых юристов нового типа — А . Г. Гойхбаргу: «Всякий созна­ тельный пролетарий знает в настоящее время или, по крайней мере, сотни раз слышал, что религия — опиум для на­ рода. Но редко кто, мне кажется, созна­ ет, что право есть более отравляющий и дурманящий опиум для того же наро­ да». И радикальный вывод: идея права «в настоящее время в идеологии проле­ тариата излишня, и ее необходимо вы­ травлять из пролетарских мозгов»117. Этот Гойхбарг составил первый проект Гражданского кодекса РСФСР, где в первой же статье было установлено: право защищается только в том случае, если оно осуществляется не в противо­ речии с «социально-хозяйственным на­ значением». На возражения других за­ коноведов (что это за кодекс, первая статья которого отрицает все осталь­ ные?) автор проекта заявил о предпоч­ тительности произвола. Смешно? Из такой законности вырос Вышинский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2