Сибирские огни № 012 - 1990
коммунизма. Логика любимца партии безупречна. Социалистическая револю ция — крах капитализма, сопровожда ющийся неслыханным доселе разруше нием всех производительных сил. Ста рые организационно-хозяйственные свя зи нарушены. Новых еще нет. А «про цесс распада капиталистической си стемы сопровождается не только унич тожением живой рабочей силы или ее деквалификацией, но и простым выпа дением ее из трудового процесса»111. Таким образом, деклассирование проле тариата — даже не случайный, а зако номерный эффект социалистического строительства (сколько их было с тех пор открыто, этих «объективных зако номерностей» — нэп, коллективизация, индустриализация, даже перестройка). И вывод: «Пролетариат приходит к сво ему господству как класс. Но это от нюдь не означает сплошного характера этого класса, где каждый его член пред ставляет какую-то идеальную среднюю. Пролетарский авангард активно ведет за собой других»112. Авангард — это, по просту говоря, партия. Верить в пролетариат, повторяю, на ивно. Мало ли чего он выкинет. Верить в партию — не только возможно, но и необходимо: как сказал Ленин, «основ ным условием применения и сохране ния нашей строжайшей дисциплины является преданность»113. Иррациональ ная природа этой преданности исследо вана Р. Конквестом в «Большом терро ре». Английский ученый приводит по разительные слова Троцкого из стено граммы тринадцатого партсъезда: «Пар тия в последнем счете всегда права... Правым можно быть только с партией и через партию, ибо других путей для ре ализации правоты история не создала». Подобно тому, как для отца Сергия Булгакова София была «идеальным че ловечеством», для поколения «ленин ской гвардии» партия стала «идеаль ным пролетариатом», мистически-актив- ным началом — истинной мудростью. «Что такое октябрьская револю ция, что такое коммунистическая пар тия, если не чудо? Ибо «чудо есть ре зультат проявленной воли», а «больше визм есть партия, несущая идею пре творения в жизнь того, что считается невозможным»... Чудо заключается в том, что стремление партии противоре чит «общественным законам», провоз глашенным Марксом: социализм дол жен возникнуть в результате захвата власти партией, представляющей боль шинство пролетариата в развитой про мышленной стране. Вместо этого полу чается, что коммунистическая партия пыталась создать в Советском Союзе, с помощью только силы воли и органи зации, промышленность и пролетариат, которые в принципе должны ей пред шествовать! .„Такая партия может сде лать чудеса и добиться того, чего не сможет добиться никакой другой чело веческий коллектив. Настоящий комму нист, то есть человек, который был вос питан в партии и достаточно глубоко 138 проникся ее духом, сам становится чу дотворцем»114, — так передает нам Р. Конквест «взволнованную тираду» сравнительно молодого члена партии, на которого Ленин в свое время возла гал большие надежды — Ю. Пятакова. Круг замкнулся. Партия, созданная для воплощения идеала в жизнь, сама стала идеалом, имплантированным в действительность. Во всяком случае, так нужно было верить. Партбилет сравнялся с благодатью, и лишь только это произошло... Трудно сдержать вол нение, ведь мы присутствуем при рож дении качественно нового, никогда до селе невиданного духовного образова ния — ни мышонка, как говорится, ни лягушки. До сих пор в составе револю ционного учения можно было без натя жек выделить только три элемента — идеал, «науку», «технологию». Теперь начинается бурная экспансия в другие области человеческого духа. Мы рас смотрим этот процесс на двух примерах — нравственности и права. Просвещен ный читатель, конечно же, знает, что Маркс восставал против старых зако нов и довольно-таки нелестно отзывал ся о старой морали. Но при этом он не претендовал и на создание новых норм поведения. В «Немецкой идеологии» об этом сказано с предельной ясностью: «Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали... Они не предъявляют людям морального требования: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных условиях необходи мая форма самоутверждения индиви дов»»5. Ленин и тут пошел дальше учи телей: по его мнению, «нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объеди нению всех трудящихся вокруг проле тариата, созидающего новое общество коммунистов»116. Полагаю, комментарии излишни. И чтобы не тревожить лиш ний раз прах вождя, дадим возмож ность высказаться по поводу законно сти одному из первых юристов нового типа — А . Г. Гойхбаргу: «Всякий созна тельный пролетарий знает в настоящее время или, по крайней мере, сотни раз слышал, что религия — опиум для на рода. Но редко кто, мне кажется, созна ет, что право есть более отравляющий и дурманящий опиум для того же наро да». И радикальный вывод: идея права «в настоящее время в идеологии проле тариата излишня, и ее необходимо вы травлять из пролетарских мозгов»117. Этот Гойхбарг составил первый проект Гражданского кодекса РСФСР, где в первой же статье было установлено: право защищается только в том случае, если оно осуществляется не в противо речии с «социально-хозяйственным на значением». На возражения других за коноведов (что это за кодекс, первая статья которого отрицает все осталь ные?) автор проекта заявил о предпоч тительности произвола. Смешно? Из такой законности вырос Вышинский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2