Сибирские огни № 012 - 1990
называемое богостроительство — удоб ная мишень для полемических выпа дов. В уже упомянутой мною статье А. Гангнус умудрился возложить на Луначарского со товарищи чуть ли не всю моральную ответственность за культ личности Сталина. Еще бы: «На троне миров воссядет Некто, ликом по добный человеку, и благоустроенный мир устами живых и мертвых стихий, голосом красоты своей воскликнет: «Свят, свят, свят, полны небо и земля славы твоей»105. Похоже? Пожалуй, если не принимать во внимание одну деталь. «Некто, ликом подобный человеку», — не властитель, не вождь, уж никак не кремлевский горец. Нас с вами, сограж дане, намеревался Анатолий Васильевич возвести на трон миров. Мы ведь и есть люди будущего —восемьдесят с неболь шим лет минуло, пора бы. Прежде чем обвинять, сопоставим, Ленин: «Проле тариат становится революционным лишь постольку, поскольку он не за мыкается в узкоцеховые рамки, по скольку он выступает во всех проявле ниях и на всех поприщах общественной жизни, как вождь всей трудящейся и эксплуатируемой массы, а осуществле ние им своей диктатуры невозможно без готовности и способности его на ве личайшие жертвы ради победы над буржуазией»106. Надеюсь, вы согласи тесь — эта тема жертвенности явствен но звучит в ленинизме, начиная с «Что делать?» А теперь Луначарский: «Где самопожертвование во имя великой цели становится обычным явлением, там религиозный дух веет над голова ми людей»107. Формула большевизма — идеал, срос шийся с проектом его практической ре ализации и подчинивший себе науку, — в качестве «неизвестного» содержала именно веру. Это-то и понял Луначар ский. Проиграл он даже не потому, что не всегда уместно называть вещи сво ими именами. Слабенькой картой была вера в «человека-бога» — вот в чем де ло. Став знаменем борьбы, идеалу пред стояло переориентироваться на ценно сти борцов. Вот какую любопытную картину будущего обнаруживаем мы в статье одного из идеологов «Пролет культа» — А. К. Гастева: «Машинизи- рование не только жестов, не только рабоче-производственных методов, но машинизирование обыденно-бытового мышления, соединенное с крайним объ ективизмом, поразительно нормализует психологию пролетариата... Вот эта-то черта и сообщает пролетарской психо логии поразительную анонимность, по зволяющую квалифицировать отдель ную пролетарскую единицу, как А, Б, С или как 325, 075 и 0 и т. п. ...В дальней шем эта тенденция незаметно создаст невозможность индивидуального мыш ления, претворяясь в объективную пси хологию целого класса с системами включений, выключений, замыка ний»108. Из «объективной психологии целого класса» вырастет, конечно, не бывалая «пролетарская культура». Что зто, фантастический бред? Но ведь ма шинизирование рабочих — вполне ре альное,^ зримое следствие конвейера. Первый наркомпрос России был гума нистом — пусть с ницшеанским оттен ком. Пользовавшиеся его покровитель ством пролеткультовцы под шумок (ус лышанный однажды Блоком) вместо «человека» усадили на престол «проле тария» — и это было совершенно ра зумно: объект веры всегда является проекцией духа самого верующего, по ведал нам автор «Сущности христиан ства». Молодой, очень левый и полный энтузиазма революционер писал в 1922 г.: «Неимоверные титанические за дачи стоят перед Россией, восстановить хозяйство, чтобы укрепить пролетари ат и чтобы вывести его на завоевание буржуазного мира — для образования человечества. И дальше — вывести это новое пролетарское человечество на за воевание вселенной» 109. Звали его Анд рей Платонов, и только незаурядным языковым чутьем можно объяснить эту выразительную сцепку —«пролетар ское человечество». Целая концепция — в двух словах. ЧУДОТВОРЦЫ Вы возразите — если пролеткультов цы были такие премудрые, почему же и они в конце концов оказались на обо чине? Как вам сказать. Сыграла свою роль известная резолюция «О Пролет- культах» (нет, не любил Владимир Иль ич этих горлопанов — и не потерпел). Есть и другое объяснение — более, на мой взгляд, глубокое. Гастев и компа ния сделали шаг вперед — но, как во дится, два шага назад. Мы знаем, что большевизм с самого начала рассматри вал «малые» цели рабочих как подчи ненные, вторичные. Это само по себе подталкивало процесс «суживания» («съеживания»?) идеала. Наложилась конъюнктура: после Октября — уже к весне восемнадцатого года — довольно значительная часть класса пошла за врагами РКП(б), многие запятнали се бя участием в забастовках и протестах. Верить в такой пролетариат было не возможно, да и не нужно. Ленин клас сифицирует: «...Рабочие («настоящие».— Г. Г ) идут на все жертвы, создают дис циплину, которая заставляет говорить и смутно чувствовать, что интересы клас совые выше интересов цеховых. Тех рабочих, которые не умеют приносить таких жертв, тех мы рассматриваем как шкурников, и выкидываем их из пролетарской семьи»110. Судя по всему, «шкурников» оказалось немало. В стать ях и выступлениях вождей все чаще можно было встретить слово «деклас сирование» и Шляпников — этот неуго монный выходец из профсоюзного бо лотца — однажды задаст ехидный во прос: каково-де вам, Владимир Ильич, возглавлять партию несуществующего класса? Что за диктатура такая? Чья — пролетариата-то нет? На помощь пришла испытанная «со циалистическая наука» в лице Бухари на. В 1920 году он опубликовал книгу «Экономика переходного периода» — своего рода энциклопедию военного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2