Сибирские огни № 012 - 1990
вручила революционному пролетариату меч. И мысль вождя заработала в при вычном направлении. Считаю излишним разъяснять чита телю, что описанный Лениным «импе риализм» — это лишь первый, черновой набросок современного западного обще ства, где никто уже не оспаривает осо бых прав рабочего класса — и его пре тензии не чрезмерны. Ленин не прини мал всерьез подобную перспективу. «Предательство» европейской социал-де мократии он объяснил с новозаветной прямотой — подкупом: «Получение мо нопольно-высокой прибыли капитали стами одной из многих отраслей про мышленности, одной из многих стран и т. п. дает им экономическую возмож ность подкупать отдельные прослойки рабочих, а временно и довольно значи тельное меньшинство их, привлекая их на сторону буржуазии данной страны или данной отрасли против всех осталь ных. И усиленный антагонизм империа листических наций из-за раздела мира усиливает это стремление. Так создает ся связь империализма с оппортуниз мом, которая сказалась раньше всех и ярче всех в Англии благодаря тому, что некоторые империалистические черты развития наблюдались здесь гораздо раньше, чем в других странах»38. Однако этого мало — морально осу дить предательство. Важнее предста вить доказательства того, что тридцать монет все равно не пойдут впрок. Выне сти вердикт: иудин путь — на висели цу. И в подцензурном сочинении «Им периализм, как высшая стадия капита лизма. Популярный очерк» Ленин заме чает: «...Частнохозяйственные и частно собственнические отношения составля ют оболочку, которая уже не соответ ствует содержанию, которая неизбежно должна загнивать, если искусственно оттягивать ее устранение, — которая может оставаться в гниющем состоянии сравнительно долгое (на худой конец, если излечение от оппортунистического нарыва затянется) время, но которая все же неизбежно будет устранена»99. Несколько позднее, оказавшись во гла ве Совнаркома, а стало быть — избавив себя и единомышленников от цензуры, Ленин расшифрует эту эзоповскую фра зу: «Империализм есть канун социаль ной революции пролетариата»100. Аргу ментацию не назовешь изощренной, по куда речь идет о предстоящем крахе частного предпринимательства (монопо лия ведет к застою, господство финан сового капитала — к паразитизму и т. д.). А если учесть, что европейская история пошла другими путями, то, по лагаю, вы согласитесь — лучше обойти эту тему. Примем правила игры: импе риализм гадок. Но что взамен? Напомню — верный заветам учите лей, Ленин довольно долго избегал раз вернутых суждений на эту тему. Теперь медлить стало опасно: каждый новый год примерял «терновый венок револю ции». Ни скупые афоризмы Маркса, ни грезы Чернышевского не могли удовле творить аппетита масс. И вот прозвуча ла дефиниция: «...Социализм есть не что иное, как государственно-капитали стическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку пере ставшая быть капиталистической моно полией»101. Простой, но в простоте своей великолепный ход, ибо Владимиру Иль ичу удалось одним выстрелом прикон чить двух зайцев. Во-первых, широким мазком была намечена конкретная про грамма социалистических преобразова ний. «Главнейшие меры» — объедине ние банков и государственный контроль над финансовыми операциями, нацио нализация синдикатов, карточная си стема, всеобщая трудовая повинность — уже осуществляются во всех воюющих странах. Грех не воспользоваться опы том. Во-вторых, — трудно себе предста вить еще более прочно «заземленный» идеал. Домашним каким-то и близким обернулся он в предоктябрьской Рос сии. Социализм — повсюду: вот он, «...смотрит на нас через все окна совре менного капитализма... вырисовывается непосредственно, практически, из каж дой крупной меры, составляющей шаг вперед на базе этого новейшего капита лизма»102. У Маркса «царство свободы» напоминало негативный снимок старого мира. Искусство Ленина сродни рету ши: кое-что замазать, немного подпра вить по «Критике Готской программы». Коротая время в Разливе, недавний пассажир пломбированного вагона на пишет: «Все граждане становятся слу жащими и рабочими одного всенарод ного, государственного синдиката. Все дело в том, чтобы они работали поров ну, правильно соблюдая меру работы, и получали поровну... Все общество бу дет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством опла ты»103. Рай в шалаше. (Я хотел бы из бежать упрощений — они неуместны при обсуждении столь серьезных ве щей. Ленинская позиция становится бо лее понятной, если учесть, что парал лельно был разработан способ «обра щения» государственно-капиталистиче ской монополии «на пользу всего наро да»: концепция «государства нового ти па», основанного на самоуправленче- ских началах. О судьбах этой идеи можно прочесть в июльском номере журнала.) ПРОЛЕТАРОБОГ Важно иметь в виду: даже и вросший по уши в землю, идеал остается идеа лом — ценностной конструкцией. Праг матически настроенный, Ленин мог се бе позволить не замечать этого. Но бы ли другие. В условиях, когда гумани стический пафос раннего марксизма застил густой туман политэкономии, они пытались прорваться к смыслу происходящего — по-новому осмыслить «высшую цель» революционной борьбы. И вот А. В. Луначарский делится с сов ременниками своей мечтой о появлении в будущем «истинного человека, боже ственного, прекрасного, мудрого, госпо дина природы и самого себя»104. Так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2