Сибирские огни № 012 - 1990
стям» было связано не столько с инди видуальными особенностями вождя — хотя от этого никуда не денешься — сколько со свойственным «ленинскому марксизму» отношением к науке вооб ще, и тут Бухарин нашел исключитель но меткое словцо. Сказать ли? «Слу жебная роль». Впрочем, самому Ленину случилось выразиться еще определен нее: «...Для нас теория есть обоснование предпринимаемых действий для уве ренности в них, а не для мертвого стра ха. Конечно, начинания трудны, и мы часто подходим к хрупким вещам, од нако мы с ними справлялись, справля емся и справимся»92. (Приведенная ци тата относится к послеоктябрьскому пе риоду. Речь идет о национализации бан ков.) Так идеал тихой сапой подмял под се бя науку — и не без последствий для нее. Цель ясна — социализм. Она не нуждается в обоснованиях. Наука при годится для того, чтобы правильно оп ределить средства достижения этой ве ликой цели. В «Что делать?» Ленин на поминает своим оппонентам, что Эн гельс считал теоретическую борьбу про летариата не менее важной, чем эконо мическую или политическую. Вот-де вам свобода критики. Однако у Энгель са можно найти и нечто иное. Во время одной из идейных распрей внутри гер манской социал-демократии он увеще вал подопечное партруководство: «Нам, партии, нужна социалистическая наука, а она не может существовать без сво боды развития. Тут уж приходится ми риться со всякими неприятностями, и лучше всего делать это с достоинством, без нервозности. Даже легкая размолв ка, не говоря уже о разрыве, между не мецкой партией и немецкой социали стической наукой была бы ни с чем не сравнимым позором и несчастьем»93. Замечу, что одним из молодых предста вителей «социалистической науки», на которых ее корифей возлагал особые надежды, был Бернштейн. Но и без ссы лок на персоналии ясно — взывая к единству, Энгельс признает также и различие, а тем самым — автономию науки от политики. Образчик противо положного подхода содержится в зна менитой статье «Партийная организа ция и партийная литература». ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ Капитального ремонта требовал и тре тий этаж дома, который построил Маркс. Здесь Владимир Ильич застал мерзость запустения: «социальных технологий» скачка в царство свободы насчитыва лось до обидного мало; отчасти они успе ли устареть, а главное — были неясны ми, как рецепт получения философско го камня. Преуспев в теоретической со циологии, отцы-основатели поставили революцию в жесткую зависимость от уровня развития производительных сил. Но от какого? Помимо самого общего и ни к чему не обязывающего суждения о том, что «...новые более высокие произ водственные отношения никогда не по являются раньше, чем созреют матери альные условия их существования в недрах самого старого общества»94, в их сочинениях можно было обнаружить призывы к решительной схватке с ка питалом в 40-х, 50-х, 70-х, 90-х годах — в Англии, Франции, Германии, даже в Австро-Венгрии. Прогноз почти всегда был благоприятным, но никогда не сбы вался. Преуспев в политэкономии, Маркс весьма критически оценивая «манеру рассматривать и трактовать распределение как нечто независимое от способа производства, а отсюда изо бражать дело так, будто социализм вра щается преимущественно вокруг вопро сов распределения»95. Однако в той же самой «Критике Готской программы» мы находим пару страниц, посвящен ных дележу «урезанного дохода» — и ни слова о том, откуда он будет извле чен. Ничего о столь любезном сердцу ученого автора «способе производства». Людей, откладывающих «великое дея ние» на послезавтра, а то и вовсе сомне вавшихся в его целесообразности, подоб ные недоговоренности могли даже ус троить. Только не Ленина, для которого революция была насущным делом: он хотел сегодня. Что это я все про социализм да про социализм? Вы вправе возразить: в те чение первых полутора десятилетий ве ка главным врагом большевистской партии оставалось самодержавие. Де кларированной целью —демократия. Не стану указывать на то, что декларации не всегда совпадают с истинными на мерениями. Приняв этот довод, мы всту пили бы на слишком зыбкую почву. Поэтому я оставляю без внимания даже такие недвусмысленные ленинские суж дения времен первой русской револю ции, как: «...От революции демократи ческой мы сейчас же начнем переходить и как раз в меру нашей силы, силы со знательного и организовкнного пролета риата, начнем переходить к социали стической революции. Мы стоим за не прерывную революцию. Мы не остано вимся на полпути»96. Да и стоит ли то ропиться — подождем. До выстрелов в Сараево, например. Жаль эрцгерцога, но ничего не попишешь — приходится со гласиться с авторами весьма солидного издания в том, что именно «в годы- войны Ленин на основе анализа импе риализма развил теорию социалистиче ской революции, обогатил ее новыми положениями, которые сводятся к сле дующему...»97. Я обрываю цитату. Нас сейчас интересует не перечисление по пунктам —- излюбленный прием истори ков КПСС, начиная с «Краткого курса», — а мотивы, вызвавшие к жизни новую теорию. Неблаговидный поступок Гав рилы Принципа изменил облик мира, а значит — рабочего движения. Здание II Интернационала рухнуло. Многие из оставшихся без крыши над головой вы брали защиту отечества, предав — по оценке Ленина — борьбу за социализм. Сам он сохранил верность призыву Ба зельского конгресса использовать вой ну для свержения буржуазии. История
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2