Сибирские огни № 012 - 1990
«сны Веры Павловны» не спешили обер нуться явью. Надежда на мифологизи рованного мужика оказалась тщетной. Но свято место пусто не бывает, как же без святынь? Вскоре на вахту ин теллигентских упований заступил рабо чий класс, а вместе с ним — марксизм. Так что Ленину и нужды не было разъ яснять, в чем состоят «интересы об щественного развития». Вопрос «что та кое социализм?» не имел нынешней ост роты. Перечитайте Чернышевского, в конце-то концов... А в то же время — разве Маркс и Энгельс мало сделали для того, чтобы сообщить коммунисти ческому идеалу обаяние строгой науч ной обоснованности? Реальная проблема для Ленина состояла в другом. Описан ная им действительность оказалась дис кретной. Существуют рабочие, погряза ющие в «тред-юнионистском сознании». И существует интеллигенция — носи тельница высоких идеалов. Покуда они действуют порознь, социализм невозмо жен. Стало быть, нужно создать соци альный механизм, соединяющий их во едино — до критической массы. Реше ние: «...Организация революционеров должна обнимать прежде всего и глав ным образом людей, которых профессия состоит из революционной деятельности (поэтому я и говорю об организации ре волюционеров, имея в виду революцио- неров-социал-демократов). Пред этим общим признаком такой организации должно совершенно стираться всякое различие рабочих и интеллигентов, не говоря уже о различии отдельных про фессий тех и других»88. Не могу согласиться с теми, кто ут верждает: ленинизм был беспочвенным, привнесенным явлением в нашей стра не. «Господь вошел в красильню Левин. Он взял семьдесят две краски, он бро сил их в чан. Он вынул их все белыми и сказал: Подобно этому, воистине Сын человека приходит как красильщик». (Апокрифическое Евангелие от Филип па, 54.) «Пролетарская партия нового типа» освобождает от особенностей. Да же от полутонов. Культурный слой Рос сии чуть не сто лет жаждал дела — и вот оно нашлось, да еще какое; прези рал себя за мягкотелость, постыдную мечтательность, «маниловщину» — и вот является возможность стать бор цом, ускоряющим ход истории; страдал от своей ненужности народу — но в красильне Ленина разница между ин теллигенцией и народом стирается. Это ли не исполнение всех чаяний? Были свои основания бухнуться в чан и у ра бочих. Мы видели, что Маркс по боль шому счету не преуспел в научном обосновании «всемирно-исторической миссии» пролетариата. Парадокс ситуа ции в том, что ценностные суждения авторов «Коммунистического Манифес та» в применении к России оказались абсолютно достоверными и хорошо со гласовывались со здравым смыслом. О какой «интеграции в систему» можно говорить, если профсоюзы запрещены, а любая забастовка подавляется с по мощью казачьих нагаек? Если даже в очках историко-материалистического 134 метода не разглядишь грани между экономическими и политическими тре бованиями? Нет, не Ленин навязал ра бочему классу России роль «передового борца за демократию». 9-е января 1905 г. всех расставило по местам в строгом соответствии с замыслами ре волюционной социал-демократии. Пора жение первой революции только под твердило правоту большевиков. О НЕПРИЯЗНИ К СЛОВЕСНЫМ ВЫКРУТАСАМ Наконец, не без прибыли вернулся из красильни третий персонаж драмы — марксизм. Иные полагают, что Ленин положил конец идейной чистоте доктри ны, скрестив ее с народничеством, блан кизмом — вариантов много. Мне ближе официальная точка зрения. Вождь Ок тябрьской революции, безусловно, был аутентичным марксистом. Больше того. У Ленина революционная теория до стигла, пользуясь философским язы ком, тождества бытия и самосознания, обрела то, к чему так стремилась — мо нолитность. Теперь к афоризму «учение Маркса всесильно, потому что оно вер но» имелись все основания добавить: «Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реак цией, ни с какой защитой буржуазного гнета»89. Любопытно, что смесь стала однородной без существенного измене ния состава. В присутствии удачно по добранного катализатора элементы вступили в новое — более прочное — соединение. Маркс так и не ответил своим последователям на детский во прос — что важнее, идеал или зарплата? Выходило забавно — и то, и другое. Отсюда следовала возможность исполь зовать науку для постановки текущих задач рабочего движения, не особенно обращая внимание на коммунистиче скую перспективу. Ленин внес в ситуа цию необходимую ясность, одним махом объявив борьбу за текущие нужды ра бочих «тред-юнионизмом», «буржуазной политикой». «Малые» цели рабочих правомерны лишь постольку, посколь ку работают на светлое будущее. Соци ализм, — писал Ленин, — есть классо вая борьба теперешнего пролетариата, идущего от одной цели сегодня к дру гой завтра во имя своей коренной цели, приближаясь к ней с каждым днем»90. Ленин неплохо владел марксистской социологией, умел с толком ее приме нять — достаточно вспомнить блестя щий анализ укладов российской эконо мики в статье «О «левом» ребячестве и мелкобуржуазности». Но при этом, по словам Н. И. Бухарина, «...Владимир Ильич не любил всяких словесных вы крутасов и ученостей специфических,— что иногда нам тоже не совсем нрави лось, а он над нами издевался, — точно так же он терпеть не мог ничего лиш него и чисто практически относился к теоретическим концепциям и доктри нам»91. Не нравилось это, по-моему, только самому Бухарину да разве что Троцкому. Но в главном любимец пар тии прав: такое отношение к «учено-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2