Сибирские огни № 012 - 1990
мание, но никогда не заставит он прак тически действовать... Трудна, бесконеч но трудна и экономическая борьба, но она возможна, она, наконец, практи куется самими массами. Приучаясь в этой борьбе к организации и поминутно наталкиваясь в ней на политический режим, русский рабочий создаст, нако нец, то, что можно назвать формой ра бочего движения, создаст ту или те ор ганизации, которые наиболее подходят к условиям русской Действительности- Разговоры о самостоятельной рабочей политической партии суть не что иное, как продукт переноса чужих задач, чу жих результатов на нашу почву... Для русского марксиста исход один: участие, т. е. помощь экономической борьбе про летариата и участие в либерально-оппо зиционной деятельности»83. Нам следует согласиться с критиком этой программы: она «клонится... к то му, чтобы рабочий класс, идя «по линии наименьшего сопротивления», ограни чивался экономической борьбой, а «ли берально-оппозиционные элементы» бо ролись при «участии» марксистов за «правовые формы»84. Тот же самый кри тик — В. И. Ульянов — обстоятельно изложил свои возражения Кусковой и ее единомышленникам («экономистам») в нескольких сочинениях, среди кото рых почетное место занимает «Что де лать?». Основные перипетии давней рас при стали достоянием истории, многое утратило актуальность. Но есть нечто другое, побуждающее нас и сегодня пе речитывать «Что делать?» как детектив. Именно в этом памфлете достаточно робко — расстановкой акцентов, кое- какими теоретическими новациями — заявил о себе большевизм. Общим для оппонентов Ленина было представление о том, что в борьбе за повышение зарплаты, сокращение дли тельности трудового дня и т. д. рабо чие постепенно вырабатывают «социа листическое сознание». Надо признать, что и немногочисленные суждения Маркса на этот счет поддаются подоб ной интерпретации. Сильный аргумент? На помощь призывается Каутский: «Со временное социалистическое сознание может возникнуть только на основании глубокого научного знания... Носителем же науки является не пролетариат, а буржуазная интеллигенция: в головах отдельных членов этого слоя возник ведь и современный социализм, и уже ими был сообщен выдающимся по сво ему умственному развитию пролетари ям, которые затем вносят его в классо вую борьбу пролетариата там, где это допускают условия. Таким образом, со циалистическое сознание есть нечто из вне внесенное в классовую борьбу про летариата, а не нечто стихийно из нее возникшее»85. Не ограничиваясь цита той, Ленин доводит мысль до логическо го предела. Каково по природе «тред- юнионистское» (не привнесенное, а с го рем пополам нажитое самостоятельно) сознание рабочих? В обществе, разди раемом классовыми противоречиями, — бескомпромиссно утверждает Владимир Ильич, — это сознание может быть только буржуазным. «Середины тут нет». Ученый-социалист из университет ских профессоров, пожалуй, умилился бы диалектической парадоксальности вывода. Ленину некогда, он спешит раз мотать клубочек. Вскоре оказывается, что борьба за свободу стачек, за устра нение препятствий кооперативному и профсоюзному движению, за регуляцию женского и детского труда — все это «буржуазная политика рабочего клас са». Правда, «революционная социал-де мократия всегда включала и включает в свою деятельность борьбу за рефор мы. Но, — подводит Ленин уничтожаю щий противника итог, — «экономиче ской» агитацией она пользуется для предъявления правительству не только требований всяких мероприятий, а так же (и прежде всего) требования пере стать быть самодержавным правитель ством»86. Полемика, полемика... Но постойте. Где-то мы уже сталкивались с похожи ми построениями. Вспомним: «К крити ке гегелевской философии права. Вве дение»: рабочий класс не претендует ни на какое особенное право. «Коммуни стический Манифест»: рабочим не чуж ды кое-какие ближайшие цели, но они все равно недостижимы. И вот — в за вершение ряда — «Что делать?»: достиг нуть своего, в принципе, можно, да только будет это «буржуазной полити кой». Главное для пролетариата — борь ба за демократию (свежо предание, да верится с трудом). Но и тут чувствуется какая-то недомолвка. Что это за жерт венность — поступиться непосредствен ными выгодами ради того, чтобы пло дами победы воспользовался злой клас совый враг, либеральная буржуазия? Не буду томить читателя ожиданием. В одной из статей, написанных незадолго до «Что делать?», Ленин разъясняет: «Признание борьбы против самодержа вия за политические свободы — первой политической задачей рабочей партии особенно необходимо, но для пояснения этой задачи следует, по нашему мне нию, охарактеризовать классовый ха рактер современного русского абсолю тизма и необходимость его ниспровер жения не только в интересах рабочего класса, но и в интересах всего общест венного развития. Такое указание необ ходимо.;. в теоретическом отношении, ибо, с точки зрения основных идей марк сизма, интересы общественного развития выше интересов пролетариата...»87. Пос ле 85-го года последняя фраза нередко встречается на страницах газет и жур налов. Она играет ответственную роль: служит главным — за неимением более убедительных — прямым доказатель ством того, что Ленин с младых ногтей исповедовал примат «общечеловеческих ценностей» над «классовыми». Не буду спорить — «интересы общественного развития», конечно, эвфемизм. Подра зумевается идеал. Я уже писал в «Сибирских огнях» о так называемом «русском социализме», повторяться не буду. Мы знаем, «то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2