Сибирские огни № 012 - 1990
ну яростной критики: Лафарг, Плеха нов, Меринг, Каутский — авторитетней шие вожди социал-демократии высту пили против него. Между прочим, Ка утский заметил, что способ, с помощью которого Бернштейн «думает прими рить в своей философии истории исто рическую необходимость с моральной необходимостью, означает, что на прак тике должно допустить компромисс между... классовой борьбой и примире нием классов на почве общих интере сов»80. Но как раз это-то и стояло на повестке дня. Эпоха «чистой» классовой борьбы^на Западе подходила к концу. Рабочий класс в лице его представите лей — профсоюзов и социал-демокра тических партий — достиг немалых ус пехов, почва «общих интересов» была расчищена от сорняков (правда, до жатвы — послевоенного «всеобщего благосостояния» — было еще далеко). А это избавляло от необходимости посто янно напоминать о близости «крушения капитализма». На первый план вышла текучка. Аристократичный Бердяев отозвался о бернштейнианстве как о «мещанской утопии», и я готов с ним согласиться. Но история взяла под свое покровительство именно Бернштейна, которому предстояло стать автором первой в республиканской Германии программы СДПГ. Он умер, не дожив года до нацистской «революции». Я не буду больше распространяться о людях, тянувших марксизм «вправо», покуда он не разорвался на кусочки. Кому-то из них Бернштейн мог усту пать по интеллектуальным возможно стям или эрудиции, но за ним было ре шающее преимущество — последова тельность. Если следовать канону соц реализма, то наша задача выполнена: тип определен, характер — во всей его ревизионистской неприглядности — описан. Можно идти дальше. Но, пред чувствуя протесты многочисленных ны не поклонников авангарда, я позволю себе сделать отступление и в этом сти ле. Одним из основоположников анар хо-синдикализма — почему-то не при знанным современными советскими адептами течения — является Жорж Сорель. Однажды он посетил лекцию, на которой аргументированно доказы валось, что лассальянский «железный закон заработной платы», а также обо снованные Марксом законы паупериза ции рабочего класса, концентрации ка питала и корреляции между экономи ческим и политическим господством ошибочны. В глубине души Сорель со гласился с оратором. Но революцион ных позиций не сдал. Поразмыслив, он пришел к выводу: все эти «законы» — не более чем мифы»81. Но и не менее. Правда, что понятия «пролетариат», «буржуазия», «классовая борьба», «ре волюция» ничего не объясняют в исто рии. Но — рассудил Сорель — «на эти мифы нужно смотреть просто как на средство воздействия на настоящее, и споры о способе их реального примене ния к течению истории лишены всяко го смысла»82. Надеюсь, даже расценивая всю эту историю как курьез, вы запом ните мысль Сореля. Она нам пригодит ся. КУСКОВА И ЛЕНИН Центр мировой революции медленно, но неуклонно сползал на восток. В из вестном смысле наша страна напоми нала Германию 40-х годов прошлого ве ка — деспотическое правительство, опи рающееся на штыки и непомерно раз росшуюся бюрократию, политическое ничтожество частнопредприниматель ских кругов, и на этом фоне — полное бесправие рабочих. Ситуация была на мертво завязана на самодержавие, ко торое вовсе не собиралось уходить по доброй воле. На рубеже веков в эту ра диоактивную почву легко и споро пу стили корни завезенные из Европы са женцы социал-демократии. Ожидались ли мутации? На первых порах нет. Ни кто так не настаивал на своей ортодок сальности, не проявлял такого рвения за чистоту теории, как российские нео фиты. Одна причина: в отсталой стране достаточно сделать неверный шаг — и какой-нибудь Каутский уже отлучает тебя от марксизма, инкриминирует «ус тупки мелкой буржуазии и крестьянст ву». Но еще важнее репутация в глазах соотечественников. Слишком многие из них желали учиться у Маркса и Эн гельса. Куда было податься интелли гентному борцу за народное право пос ле безвременного краха идеальной «об щины»? Вот и садились за «Капитал». В первой же программе партии социали- стов-революционерое мы обнаруживаем полный набор «производительных сил», «производственных отношений» и «клас совой борьбы» (чуть-чуть народничества не в счет). А о конкурирующих направ лениях внутри собственной партии «эс деков» и говорить нечего. Согласитесь, в таких условиях пересматривать марк сизм как-то неловко. Тут уж — ни на йоту. Но чем далее, тем более сильным было давление обстоятельств. До боли знакомая по историко-рево люционным кинокартинам сцена: полу темная комната, самовар на столе, кто- то с гитарой. Все это, конечно, каму фляж. Обычно здесь читают «библию для рабочих», а сейчас зашел спор по актуальнее — о перспективах. Как это выходит по Марксу? Схема известна: отстаивая свои текущие интересы, рабо чие приобретают опыт организации; возникает партия, вступающая в поли тическую конфронтацию с капиталом; победа этой партии влечет за собой со циалистическое переустройство общест ва. Однако в России первые же попыт ки стачечных «коалиций» вылились в столкновение с властью, которая покро вительствовала собственникам, отнюдь не будучи при этом буржуазной. Наме ченная Марксом стройная последова тельность рушилась. Нужно было выби рать. Вот одна из позиций, последова тельно выраженная Е. Д. Кусковой: «Невозможный политический гнет за ставит много говорить о нем и именно на этом вопросе сосредоточивать вни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2