Сибирские огни № 012 - 1990
своих берлинских адресатов. Как будет распределяться «урезанный доход»? «По потребностям» на первых порах не вый дет, это ясно. Маркс вынужден согла ситься на паллиативный вариант «по труду», который сам же не раз подвер гал разрушительной критике (в «Не мецкой идеологии», «Нищете филосо фии» и др.). Но и теперь не обошлось без изрядной ложки дегтя: «...Господ ствует тот же принцип, что и при обме не товарными эквивалентами: извест ное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой. Поэтому равное право здесь по принципу все еще является правом буржуазным... Это равное право есть неравное право для неравного труда»76. Наконец, социолог Маркс констатирует, что «эти недостат ки неизбежны в первой фазе коммуни стического общества». Какая безрадостная картина, не прав да ли? Буржуазное право, да к тому же неравное. Диссонанс. Но его почти не слышно за мажорным тушем следую щего абзаца: «На высшей фазе комму нистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека под чинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противополож ность умственного и физического тру да; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам пер вой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть уз кий горизонт буржуазного права, и об щество сможет написать на своем зна мени: «Каждый по способностям, каж дому по потребностям»77. Такова гармо ния, которую, увы, глупо и пытаться поверить алгеброй (ну, разве что, «алгеб рой революции»). Апелляция к «фак там и процессам», социологический и экономический — научный — анализ,— все это есть в «Критике Готской про граммы», и ее вообще не было бы пре увеличением назвать «Марксизм в ми ниатюре». Но все это обрывается, лишь только речь заходит об идеале. Наслед никам предстояло разобрать завещан ные Марксом часы и убедиться, что внутри полно каких-то непонятных ко лесиков, пружинок. А потом собрать за ново. На столе у каждого из взявшихся за дело мастеров остались невостребо ванные детали. Как ни странно, все часы пошли. Немного погодя выяснилось, что идут они вразнобой, но за отсутствием эталона точного времени трудно было определить, какие спешат, а какие — отстают. Ни одни из них не повторяли размеренного хода первоначальной кон струкции. БЕРНШТЕЙН И СОРЕЛЬ Поговорим об Эдуарде Бернштейне — человеке, одним из первых среди марк систов взявшим на себя смелость кри тиковать Маркса. Трудно всерьез об суждать взгляды теоретика, позволяв шего себе глубокомысленные фразы вроде: «Быть материалистом — значит, прежде всего, утверждать необходи мость всего случающегося... Материа лист, таким образом, есть кальвинист без Бога»78. Тем не менее обсуждать их нужно, и именно всерьез. Не обойтись нам без Бернштейна. Достаточно ука зать на название одной из его програм мных статей — «Как возможен науч ный социализм?» (1901 г.). Перебирая варианты ответа на этот далеко не праздный вопрос, Бернштейн приходит к противопоставлению «доктрины» и «теории» внутри социализма. Первая не содержит ничего научного. Вторая на учна, но совершенно непригодна для обоснования представлений о будущем, и ее задача — ретроспективное исследо вание общества. А это значит, что с точки зрения теории конечная цель ра бочего класса не имеет никакого значе ния (вы, конечно, помните знаменитый лозунг: «Движение — все, а цель ни что»?). И вот взлелеянные Марксом гу манистические ценности, разлученные с пролетариатом, отправляются на покой в выси морали. Сам же пролетариат призван довольствоваться малым—эле ментами новой формации, вызреваю щими внутри капиталистического обще ства. Это — кооперация («экономиче ская основа социализма») и демократия («политическое выражение принципа кооперативности»). Отсюда «определе ние социализма как движения по на правлению к кооперативному общест венному строю», которое Бернштейн считал наиболее точным. Но, в конце концов, не в определении дело. Гораздо более славе Бернштейна послужило до статочно детализованное описание са мого процесса перехода к социализму: «Когда государство, с одной стороны, устраняет все законодательные препят ствия к организации производителей и вручает профессиональным союзам... известные права и полномочия в деле контроля индустрии, так что в налич ности существуют все гарантии против понижения заработной платы и перера батывания, и когда, с другой стороны... приняты меры к тому, чтобы никто не принуждался внешнею нуждою отчуж дать свой труд на недостойных услови ях, — когда все это так, общество мо жет равнодушно относиться к тому, су ществуют ли еще рядом с публичными и кооперативными предприятиями та кие, которые ведутся частными лица ми для собственной прибыли. Они сами собою с течением времени примут ко оперативный характер»79. Так был ли Бернштейн ревизиони стом? Да — если учесть, что он нанес сильнейший удар по монолитности «ау тентичного» марксизма. Но мы видели, что монолитность эта была мнимой. Нет — потому что выполнены все требова ния, предъявлявшиеся к социальному исследованию самим Марксом: изучены факты, выделена тенденция, разработа на «социальная технология» ее реали зации в интересах определенного класса. Выступления Бернштейна вызвали вол- б*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2