Сибирские огни № 012 - 1990
класс, который ставит себя на место класса, господствовавшего до него, уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества, т. е., вы ражаясь абстрактно, придать своим мы слям форму всеобщности, изобразить их как единственно разумные, общезна чимые»73. Вейтлинг и Буонаротти не умели выражаться абстрактно. К сча стью, подоспел Маркс со своей ценност ной конструкцией. Его учение имело феноменальный успех. Но карьера, как известно, всегда чревата издержками. Маркс неоднократно менял свои взгляды на возможные сроки общеевро пейской революции (иной он не мыс лил), а к концу жизни — с присущим зрелости скепсисом — склонялся к то му, что произойдет она нескоро. Могла ли столь отдаленная перспектива удов летворить организованных в политиче скую партию рабочих? Видимо, нет: в массе своей люди, борющиеся за свет лое будущее, лелеют надежду его за стать. Что им научные гипотезы? Без уверенности в победе не стоит идти на баррикады (на забастовку, в парламент от какой-нибудь «рабочей курии» и т. д.). Если так — расскажите нам, про роки и вожди, что же будет «на другой день»? Все это очень напоминало теле викторину «Счастливый случай». Отве тишь — приз твой, и приз немалый — влияние на рабочее движение. Отмол чишься — предоставишь право на от вет команде соперников. А уж они не замедлят воспользоваться шансом. В 1862 г. в Германии начал свою агита цию адвокат Фердинанд Лассаль. Его деятельности сопутствовал успех — не прошло и года, как первая в истории страны относительно массовая проле тарская партия («Всеобщий германский рабочий союз») стала реальностью. События сменяли друг друга с калей доскопической быстротой. Еще несколь ко месяцев — и Лассаль, избранный не задолго до того президентом ВГРС, был убит на дуэли румынским офицером. Лассальянство осталось жить. Это бес покоило Маркса и Энгельса. Провозгла шая себя их учеником — куда же де нешься без науки? — хитроумный ад вокат прочно держался некоторых воз зрений, простых и очень доступных ра бочим. Он полагал, что главным сред ством освобождения пролетариата будет всеобщее избирательное право, а итогом — создание «свободного народного госу дарства», где перестанет действовать «железный закон заработной платы» (согласно которому рабочий в среднем всегда получает по минимуму): воца рится социализм. Теоретические преи мущества этой конструкции перед марксизмом более чем сомнительны, зато она не лишена достоинств другого рода. Тут тебе и радикальная постанов ка конечной цели, и «научное» разъяс нение того, почему цель недостижима при нынешнем порядке вещей (согласи тесь, завязать светлое будущее на зар плату — гениальный ход), но сверх всего — это главное — вполне конкрет ная программа текущих действий, ко торую можно расписать по пунктам вплоть до долгожданного «другого дня». Словом, интеллектуальная продукция Лассаля была конкурентоспособной. СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Смириться? Не таков был Маркс, представлявший себе счастье в виде борьбы. К тому же лассальянцы насту пали. В 1875 г. они предприняли попыт ку поглотить небольшую «эйзенахскую» рабочую партию, во главе которой сто яли В. Либкнехт и Бебель. По мнению Маркса, его друзья проявили преступ ную слабость, согласившись включить в проект программы будущей объеди ненной организации многие положения Лассаля. И вот из Лондона в Германию отправляется рукопись, известная нам под названием «Критика Готской про граммы». Непосредственный результат выступления Маркса не впечатляет: во преки всему, злополучная программа была принята на объединительном съез де. Более пятнадцати лет «Критика» пылилась где-то в архивах немецкой социал-демократии, ждала своего часа. Дождалась: в XX веке — в некоторых странах — ее постиг беспрецедентный успех. Вам никогда не приходило в го лову, почему работа, написанная по слу чаю и даже не предназначавшаяся ав тором к публикации, почитается как главный источник теории социализма? Даведь она — единственная, где можно найти хоть что-то конкретное о младен ческой поре нового строя, о том волну ющем моменте, когда он «только что выходит как раз из капиталистического общества и... поэтому во всех отношени ях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества...»74. И для нас не составляет секрета, что побудило Маркса изменить своим академическим привычкам. В первом же параграфе Готской про граммы ее добросовестный критик об наруживает грубую ошибку: «...Так как приносящий пользу труд возможен лишь в обществе и при посредстве об щества, то доход от труда принадлежит в неурезанном виде и на равных пра вах всем членам общества». «Всем чле нам общества?—негодует Маркс,—Даже и неработающим? Где же тогда «неуре занный трудовой доход»? Только рабо тающим членам общества? Где же тог да «равное право» всех членов общест ва?»75. Далее следует разъяснение того довольно-таки очевидного обстоятельст ва, что и «на другой день», и даже позд нее нужно будет направлять часть сово купного общественного продукта на об новление производственного аппарата, на покрытие издержек управления, в страховой фонд и т. д. Значит, «неуре- заыный доход» невозможен. В принци пе, здесь можно было бы остановиться. Это было бы приемлемо для научного труда типа «Капитала». Но не для про граммы партии, и похоже, что Маркс теперь уже не счел себя вправе оста вить без внимания возможные вопросы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2