Сибирские огни № 012 - 1990
юз свободных людей, работающих об щими средствами производства и пла номерно расходующих свои индивиду альные рабочие силы как одну общест венную силу...»69. Я прошу обратить внимание на специфическую тональ ность этой прелюдии. Сказанное далее для самого Маркса — отнюдь не акси ома, но и не теорема в собственном смысле слова: слишком подвижен на бор данных, необходимых для доказа тельства. Отсюда — иронично-отстраня- ющее «для разнообразия». Но отсюда же какая-то размытость облика «союза свободных людей». К примеру... Сейчас очень много говорят о «нетоварном про екте» Маркса, принесшем якобы так много зол нашей Родине. Особенность этого удивительного проекта состоит в том, что его просто-напросто нет. Сколь ко ни ищи во всех пятидесяти томах, обнаруживаются лишь разрозненные высказывания, позволяющие заклю чить, что в будущем товарно-денежные отношения станут излишними. Почему? Гениальный — без преувеличения — от вет содержится в небольшой заметке, для которой даже ухищренные публи каторы из ИМЛа не смогли подобрать более подходящего заглавия, чем «Раз мышление». Обзывая своих современ ников, предполагавших товарное произ водство при социализме, «простаками», Маркс замечает, что «без денег нет на емного труда». И далее: «...Не нам тре бовалось бы доказывать, что денежная система основывается на противопо ложности классов, а простакам нужно было бы доказать, что, вопреки всему историческому опыту, денежная систе ма имеет некий смысл также и без противоположности классов, что одно это звено всего предшествующего обще ственного строя является способным продолжать свое существование при та ких (общественных) порядках, которые отрицают весь предшествующий общест венный строй»70. Логично. В должной мере наукообразно. Но нас-то до боли душевной волнует другое — а что же будет вместо «денежной системы»? Хоть какой-нибудь, хоть маленький проектик? Увы, подобного рода вопросы Маркс игнорировал, и согласимся — это тоже было логично. Нет необходимых данных — нет и гипотезы. В ОЖИДАНИИ НОВОГО дн я Но вопросы звучали все более настой чиво. Что будет «на другой день» после социалистического переворота? Как ор ганизовать производство? Кто будет уп равлять обществом? Первую попытку с честью выйти из сложной ситуации Маркс и Энгельс предприняли, только- только приступив к политической дея тельности — в «Манифесте Коммуни стической партии». Там приведен спи сок мероприятий, неизбежных «как средство для переворота во всем спосо бе производства». И надо сказать, спи сок этот вовсе не оригинален: перечис лены требования, типичные для рево люционных обществ и заговоров 40-х годов прошлого века. Любопытно, что многие из намеченных в «Манифесте» преобразований действительно были проведены в жизнь в России сразу пос ле Октября — экспроприация земель ной собственности, конфискация иму щества «эмигрантов и мятежников», на ционализация банков, транспорта, час тичное огосударствление промышленно го производства, а немного погодя — и введение трудовой повинности. Однако сами Маркс и Энгельс тут же дистан цируются от этих мер «грубого комму низма», «которые экономически кажут ся недостаточными и несостоятельны ми, но которые в ходе движения пере растают самих себя»71. Перерастают, и мы снова лбом ко лбу сталкиваемся с «ассоциацией», о которой и сказать-то нечего, кроме того, что там не будет ни государства, ни классов, ни денег. «А что же там будет?» Нет, не любили мужи науки выска зываться о будущем. Настолько не лю били, что даже опыт «Коммунистиче ского Манифеста» в дальнейшем остал ся невостребованным. Вот Энгельс вы говаривает одному из своих многочис ленных корреспондентов: «В одном Вы можете быть уверены: социалистиче ское правительство не придет к власти в стране, где условия еще не настолько созрели, чтобы можно было немедленно принять необходимые меры, так скру тить буржуазию в бараний рог, что бу дет первое desideratum — время для дальнейших действий»77. Общие — и, как мы знаем, сугубо ценностные — представления были налицо. Остро не доставало конкретики. Да нужна ли она была? — спросите вы. Что ж, давайте предпримем экспресс-социологический анализ. Методологию будем использо вать марксистскую (не все ведь только говорить о ее научности — пора и на деле показать). Принимая во внимание общеизвестные факты, мы можем за ключить: в XIX в. промышленно разви тые страны Запада переживали процесс постепенного «включения» рабочего класса в систему общественных отноше ний. Он переставал быть аутсайдером, мало-помалу приобретал новые права. А отстаивать эти права приходилось в жестокой борьбе, носившей политиче ский характер. По существу, это значило освоить но вый язык. А политический словарь, как и философский, состоит из предельных понятий. Только вот пределы постав лены разные: у философии — единство «вплоть до полного слияния», у поли тики же — разделение вплоть до пол ной ликвидации врага. Интересы рабо чих были просты и конкретны — при личная зарплата, умеренный рабочий день, недорогое и удобное жилье. Одна ко для того, чтобы эффективно бороть ся за достижение этих целей, предстоя ло сказать о гораздо большем, — напри мер, о неизбежной в ближайшем буду щем ликвидации частной собственности. Уже «грубый коммунизм» выполнял та кую социальную функцию, хотя и не очень успешно: в «Немецкой идеологии» нам разъяснили, «что всякий новый 5 Сибирские огни № 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2