Сибирские огни № 012 - 1990
другими личностями — как социальное бытие, «совместный труд», «подтвержде ние своих сущностных сил» в обраще нии с объектами и т. д. Очевидно, здесь не весь перечень. В нем не хватает ря да очень общих свойств, которые, по мнению других авторов, являются важ ными частями человеческой природы и которые действительно проявляются на протяжении всей человеческой истории. Среди них воля к господству, жажда наживы, агрессивность, ревностная за щита своего статуса, власти, собствен ности, территории, готовность к разру шению, эгоцентричность, рационализа ция эгоизма»58. М. Маркович делает отсюда, на мой взгляд, единственно возможный вывод: понятие «потенциального человеческого существа» у Маркса и после 1846 года носит ценностно-нормативный харак тер. А это уже кое-что. Рассматривая Маркса исключительно как ученого, мы никак не могли взять в толк, поче му из всего спектра исторических воз можностей он настойчиво выбирал лишь одну — именно коммунистиче скую — альтернативу. Теперь стано вится ясно, что такой выбор в конеч ном счете был мотивирован присущими Марксу представлениями о добре и зле: будущее — за «человечным» (т. е. «доб рым», свободным от воли к господству, агрессивности и т. д.) человеком. И в то же время мне представляется не вполне уместным вопрос, адресуемый Марксу югославским академиком: «...Ка ковы критерии, определяющие, что яв-: ляется истинно человеческим, решаю щие, какие из конфликтующих диспо зиций актуального поведения входят в несомненно нормативные понятия ро довой сущности, человеческого потен циала или человеческой природы?»69. Сам Маркович вынужден признать: «Маркс не обсуждает эту проблему». Так ведь иначе и быть не может. В принципе, философская рефлексия по поводу ценностей возможна. Отечествен ный и далеко не худший по мировым меркам образец — «Оправдание добра» Владимира Соловьева. Однако один из наиболее явных парадоксов марксизма в том и состоит, что его моральная, эк зистенциальная и прочая подобная фи лософия (чтобы не говорить о «диалек тике природы») вся изложена харак терным корявым почерком в одиннад цати тезисах, провозглашающих пол ный разрыв с философией. Еще в «Святом семействе» Маркс и его соавтор с максимальной решитель ностью заявили: «Если человек несво боден в материалистическом смысле, т. е. если он свободен не вследствие от рицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную инди видуальность, то должно не наказы вать преступления отдельных лиц, а уничтожить антисоциальные источники преступления и предоставить каждому необходимый общественный простор для его насущных жизненных проявле ний. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными»60. Мы уже видели, каковы, по Марксу, человечные обстоятельства. Ценностная позиция налицо. Выбор сделан. Но в той же мере ясно и другое: выбор этот ни к чему не обязывает меня или вас, Иванова или Петрова, он вообще не ин дивидуален, ибо создать такие обстоя тельства отдельному человеку не под силу. Тут не обойтись без «коллектива революционных рабочих», миссия кото рых есть добро, а деяние — благо, одна ко все это не меньше чем во всемирно- историческом масштабе. А потому каж дый рабочий сам по себе может быть носителем разнообразных пороков. Как индивид он не оценивается. Конечно, нелепо представлять Маркса преемни ком маркиза де Сада, но нужно пом нить, что он весьма высоко оценивал «Басню о пчелах» с ее главным тези сом: «Пороки частных лиц — благо для общества». В конце концов, и револю ция отчасти нужна именно для того, чтобы «свергающий класс» мог «сбро сить с себя всю старую мерзость»61. По этому и рассусоливать по поводу добра и зла нет никакого смысла. В «Классо вой борьбе во Франции» Маркс заме тил: «Нынешнее поколение напоминает тех евреев, которых Моисей вел через пустыню. Оно должно не только завое вывать новый мир, но и сойти со сце ны, чтобы дать место людям, созрев шим для нового мира»62. Странствую щим в пустыне нужен не нравственный пастырь, а опытный провожатый, хоро шо ориентирующийся на местности. И вот уже в «Немецкой идеологии» мы читаем: «Коммунизм для нас — не состояние, которое должно быть уста новлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает тепереш нее состояние. Условия этого движения порождены имеющейся теперь налицо предпосылкой»63. Ситуация не лишена своеобразного юмора. Если мы призна ём ценностное содержание представле ний Маркса о будущем обществе, — а я надеюсь, что в очередном комплекте до казательств читатель не нуждается, — то коммунизм оказывается как раз иде алом (одно из многочисленных опреде лений идеала — «ценностная конструк ция»), Так что же, достопочтенные классики вводят нас в обман? И здесь —мимо. Потому что после 1846 г. склон ный блюсти обеты Маркс никогда не обосновывал эту самую «конструкцию» сообразными ее природе способами. Не которые ее составляющие предлагалось (я прошу обратить на это сугубое вни мание) в буквальном смысле принять на веру, а стало быть — в дальнейших рассуждениях они присутствовали не явно. На философском языке это назы вается «уйти в основание системы». Вот они и ушли — не разыщешь. Впро чем, фундаменту, — а речь сейчас идет именно о фундаментальных взглядах на природу человека, — и место под землей. Что же касается фасада... Тут на первый план безоговорочно выходит наука, в которой, по Марксу, только и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2