Сибирские огни № 012 - 1990
траты, необходимые для получения тех нического образования. Соответственно растет и цена «товара рабочая сила» (встречающийся в «Коммунистическом Манифесте» термин «цена труда» Маркс признал неточным), а значит — заработ ная плата. С другой стороны, «капитал помимо своей воли выступает как ору дие создания условий для общественно го свободного времени, для сведения ра бочего времени всего общества к все сокращающемуся минимуму...»51. Как видим, заработная плата обнаруживает тенденцию к повышению, а продолжи тельность трудового дня — к сокраще нию. Напрашивающиеся отсюда выво ды очевидны для нас, крепких задним умом. Однако в «Экономических ру кописях 1857—1859 гг.» разговор плавно переходит в другую плоскость: «Как только труд в его непосредственной форме перестал быть великим источни ком богатства, рабочее время перестает и должно перестать быть мерой богат ства, и поэтому меновая стоимость пе рестает быть мерой потребительной стоимости. Прибавочный труд рабочих масс перестал быть условием для раз вития всеобщего богатства, точно так же, как нетруд немногих перестал быть условием для развития всеобщих сил человеческой головы. Тем самым рушится производство, основанное на меновой стоимости, и с самого непо средственного процесса материального производства совлекается форма скудо сти и антагонистичности»52. Все дороги ведут в Рим, то бишь в Третий Рим коммунистической револю ции (аналогия Н. А. Бердяева). Но это — не более чем цветочки. Несколько слов о ягодках, которыми, по Марксу, плодоносит «автоматическая система машин». Критик политической эконо мии соглашается с Адамом Смитом в том, что «в исторических формах тру да» (рабской, барщинной, наемной) он всегда выступает как «труд по внеш нему принуждению». Далее обсуждает ся вопрос о «субъективных и объектив ных условиях», необходимых для то го, чтобы производственная деятель ность стала привлекательной для инди вида. С этими условиями мы в общем- то знакомы: «В материальном производ стве труд может приобрести подобный характер лишь тем путем, что 1) дан его общественный характер и 2) что этот труд имеет научный харак тер»53 (иными словами, на сцене появ ляется вышеупомянутый «всеобщий на учный труд»). На сей раз Маркс не до вольствуется абстрактными описания ми и предпринимает попытку найти в современном ему обществе нечто похо жее на «свободную деятельность буду щего». Вот тут-то и оказывается, что это —«труд композитора»! Не стоит ло мать себе голову над тем, какое имя можно дать странному гибриду «мате риально творческой науки» с сочинени ем симфоний и ораторий. Просто из рей да по морям политэкономии вернулось «упразднение труда». КТО ВЫ, Д-Р МАРКС! Похоже, я начинаю испытывать тер пение читателя. Довольно примеров. Надеюсь, они помогли наглядно убе диться в любопытной особенности на учных изысканий «позднего» Маркса: постоянно обогащался фактический ма териал, совершенствовались методы его теоретической интерпретации, но все это не оказывало эффекта на некото рую устойчивую совокупность выводов, к которым когда-то пришел молодой фейербахианец. А это заставляет нас вновь вернуться к тому историческому моменту, когда Маркс раз и навсегда (навсегда ли?) разделался с философи ей. «Фейербах сводит религиозную сущ ность к человеческой сущности. Но сущ ность человека не есть абстракт, прису щий отдельному индивиду. В своей дей ствительности она есть совокупность всех общественных отношений»54. При нимая столь решительное заявление на веру, мы должны предположить, что пути Маркса и «человека» никогда уже не пересекутся. Но такое предположе ние будет жестоким самообманом. «Не мецкая идеология»: «Всестороннее про явление индивида лишь тогда переста нет представляться как идеал, как при звание и т. д., когда воздействие внеш него мира, вызывающее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих инди видов, как этого хотят коммунисты»55. «Коммунистический Манифест»: ■ «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противопо ложностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»56. Наконец, весьма позднее сочи нение — «Теория прибавочной стоимо сти»: «...Развитие способностей рода «че ловек», хотя оно вначале совершается за счет большинства человеческих ин дивидов и целых человеческих классов, в конце концов разрушит этот антаго низм и совпадет с развитием каждого отдельного индивида...»57. Не составляет труда заметить, что во всех приведенных фрагментах речь идет об одном и том же. «Каждый», «индивид», «человек» устойчиво сопря гаются с понятием «развитие». Разли чие между Марксом и Фейербахом на лицо. У последнего «человеческая сущ ность» статична. Маркс придает ей ди намику. Но можем ли мы рассматри вать это как решающее свидетельство того, что отныне все подходы Маркса к человеческой природе будут исходить из сугубо эмпирического материала? Проще всего было бы ответить утвер дительно или замять вопрос. Увы, стройности композиции наносит непо правимый ущерб одна деталь, хорошо охарактеризованная М. Марковичем: говоря о человеческой родовой сущно сти, «красный доктор» «перечисляет та кие свойства, как свобода, универсаль ное производство «согласно стандартам всякого рода» и «свободное от физиче ской необходимости», «создание вещей по стандартам красоты», отношение с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2