Сибирские огни № 012 - 1990
заставляет себя ждать и закон, управ ляющий жизнью общества. Оказывает ся, что «все исторические коллизии... коренятся в противоречии между про изводительными силами и формой об щения»37 (в более поздних трудах Марк са вместо «формы общения» мы встре чаем «производственные отношения»). Препарировав с помощью только что открытого закона весь «естественно-ис торический процесс», Маркс и Энгельс делают вывод: «В своем развитии про изводительные силы достигают такой ступени, на которой возникают произ водительные силы и средства общения, приносящие с собой при существующих отношениях одни лишь бедствия, явля ясь уже не производительными, а раз рушительными силами (машины и деньги)»38. По нынешним временам это звучит странновато, но факты эпохи промышленных кризисов допускали та кую интерпретацию. Ничего удивитель ного для современников здесь не было. Об азах исторического материализма сказано уже достаточно. Нет никаких оснований сомневаться в научном ста тусе этой концепции, произведшей на стоящий переворот в обществознании. Да и стоит ли тратить время? Ведь ав торы «Немецкой идеологии» переходят к прогнозам и рекомендациям. Тут ос тается только развести руками: «При всех прошлых революциях характер деятельности всегда оставался нетрону тым, — всегда дело шло только об ином распределении этой деятельности, о но вом распределении труда между иными лицами, тогда как коммунистическая революция выступает против всего прежнего характера деятельности, устраняет труд и уничтожает господ ство каких бы то ни было классов вме сте с самими классами, потому что эта революция совершается тем классом, который в обществе уже не считается более классом, не признается в качестве класса и является уже выражением разложения всех классов, национально стей и т. д. в современном обществе»39. Вам это ничего не напоминает? Да, зна комые все лица: «коммунистическая революция» (она же — «уничтожение частной собственности»), «упразднение труда» и, конечно же, наш старый при ятель — «класс, который не считается более классом». Скачок от «философии» к «науке» никак не сказался на их об лике, а кое-какие новые штрихи лишь усугубляют парадоксальность ситуации. Судите сами (речь пойдет о волнующей тайне «упразднения труда»): «...В ком мунистическом обществе, где никто не ограничен исключительным кругом де ятельности, а каждый может совершен ствоваться в любой отрасли, общество регулирует все производство и именно поэтому создает для меня возможность сегодня делать одно, а завтра —другое, утром охотиться, после полудня ловить рыбу, вечером заниматься скотовод ством, после ужина предаваться крити ке, — как моей душе угодно, — не делая меня, в силу этого, охотником, рыбаком, пастухом или критиком»40. Вот вам и способ превращения «труда» в «самоде ятельность». Снимем головные уборы: заглянув в «прекрасное далеко» наше го с вами настоящего, Маркс с Энгель сом сумели увидеть не только тоталь ный непрофессионализм, но и такую конкретную вещь, как шефская помощь деревне. Является ли такое прогнозиро вание научным — это отдельный во прос. Правда, очень серьезный. А людям, занятым серьезными веща ми, пристало сохранять спокойствие. Да и куда нам торопиться? В конце концов, «Немецкая идеология» — пере ходное произведение, обреченное авто рами на участь «грызущей критики мышей». Самые благие намерения не всегда удается осуществить с ходу, нужно какое-то время. У Маркса же впереди были почти сорок лет интен сивной работы. Так что есть прямой ре зон обратиться к более поздним сочи нениям, которые и при жизни авторов считались классикой социалистической мысли. Может быть, в этих трудах мы найдем строго научное обоснование проекта переустройства общества на новых началах? У ПОДНОЖИЯ МОНБЛАНА ФАКТОВ Итак, призрак бродит по Европе... Вы, конечно, узнали — этими словами, бо лее подходящими для остросюжетной повести в готическом стиле, открывает ся «Манифест Коммунистической пар тии». И надо признать, в первом про граммном документе международного рабочего движения действительно есть детективная линия. Преступление вот- вот произойдет. С самого начала ясно, что потенциальный убийца старого ми- ра — это пролетариат. Остается рас крыть мотивы преступления. Таково запутанное дело, за которое берется д-р Маркс со своим Ватсоном. Перелисты ваем досье: 1) история всех до сих пор существовавших обществ была истори ей борьбы классов; 2) в современном об ществе на ринге остались буржуазия и рабочий класс; 3) «вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных про изводительных сил против современ ных производственных отношений... До статочно указать на торговые кризи сы, которые, возвращаясь периодиче ски, все более и более грозно ставят под вопрос существование буржуазного об щества»41; 4) а значит, гибель буржуа зии и победа пролетариата в равной степени неизбежны. Улики есть. Но как быть с презумпцией невиновности? Положим, плод действительно готов упасть в руки рабочих. Что даст им эта победа? Очевидно, возможность ре- ализации каких-то своих важных ин- тересов. Мы видели, что в ранних про изведениях — до «Немецкой идеологии» включительно — Маркс признавал за пролетариатом лишь «человеческое право». Теперь выясняется: по мень шей мере две вполне конкретные, «осо бые» вещи могут интересовать рабочих — величина заработной платы и про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2