Сибирские огни № 012 - 1990
культурным контекстом. Путаться длинного слова не следует. Что у нас там кушают лошади? Сено и овес, если память не изменяет? Так вот: успехи естествознания в XVIII—XIX веках бы ли непосредственным образом связаны с развитием капиталистического произ водства. Наука — главным образом в лице одушевленных ею машин —все ак тивнее вторгалась в человеческую жизнь, стала источником благосостоя ния (пусть пока «для немногих»). Это побуждало к пиетету, совершенно не знакомому ни золотой Античности, — Архимед, оправдываясь перед сограж данами, вынужден был говорить, что возится со своими механизмами «от нечего делать», — ни Средневековью. Выкупив у религии право первород ства, утилитарная наука на какое-то время оказалась любимым детищем ев ропейской цивилизации. А на первенца принято возлагать надежды. Маркс не был исключением. История — историей, социология — социологией. Я приведу другой пример. Одной из по пулярнейших наук прошлого столетия была френология. Читаем Советский эн циклопедический словарь: «Френоло гия... антинауч. теория, согласно к-рой на основании краниометрии, данных (см.) якобы можно судить о психич. особенностях человека». «Краниомет рия... в антропологии система измерений черепа с помощью антропология, инстру ментов». Насчет этих самых инстру ментов составители СЭСа перемудрили. Человек, в совершенстве овладевший наукой черепословия, обходился собст венными руками. Ощупаешь голову пациента — вот шишка ума, вот шишка любви, — и готов обоснованный про гноз: кто он такой есть и чего, стало быть, ждать в будущем. По свидетель ству В. Либкнехта, большим знатоком френологии был Карл Маркс. И надо заметить, он не держал дистанции меж ду наукой и политической практикой. Со времен первой революционной пар тии рабочего класса — каковой у нас считается Союз коммунистов — устано вилась традиция подвергать неофитов френологической процедуре. Позднее, когда Маркс отошел от непосредствен ного руководства движением и преда вался экономическим изысканиям в Лондоне, он продолжал ощупывать го ловы соратников. У самого Либкнехта шишек, отвечавших за положительные индивидуальные качества, было, похо же, много. Меньше повезло Каутскому. Чем заслужил он устойчиво пренебре жительное, несмотря на все старания, отношение со стороны основоположни ка революционной теории? Не иначе как плоским черепом. И ведь оказался- таки потом ренегатом. Я рассказываю об этом невинном ув лечении Маркса вовсе не для того, что бы еще раз подчеркнуть — он был сы ном своего века и разделял заблужде ния современников. С одной стороны, без такой установки лучше и не ка саться наследия любого мыслителя про шлого. С другой стороны, время четкого деления на «научные» и «антинаучные» теории прошло. Интерес к последним в условиях перестройки растет как на дрожжах. Не удивлюсь, если в ближай шую пятницу заправский френолог, ощупывая головы А. Любимова и Д. За харова, будет пророчить каждому из них «путь славный, имя громкое народ ного заступника», — ну и, чтобы не по вторять Некрасова, — президентское кресло. И — чем черт не шутит — ока жется прав. Вот вам эксперимент — критерий научной достоверности. Но, в конечном счете, не так уж важно, за блуждался ли Маркс, считая черепосло- вие строгой наукой, или и здесь он ви дел подальше нас, грешных. Я обра щаю внимание на другое — во всем этом эпизоде, как в капле воды, отрази лось отношение автора «Капитала» к науке вообще. Современник Маркса Огюст Конт, оказавший сильнейшее воздействие на развитие социологии, рассматривал свою концепцию как «со циальную физику», которой предстоит стать основой «научной политики». На языке лозунгов это формулируется так: «От науки — к практике!» И мы знаем, что практические рекомендации учено го Маркса имели немалый успех. Осо бенно в России. В 1872 г. русский журнал «Вестник Европы» опубликовал пространную статью, посвященную недавно вышедше му в свет первому тому «Капитала». Ав тор статьи И. И. Кауфман писал: «Для Маркса важно только одно: найти за кон тех явлений, исследованием кото рых он занимается. И при том для него важен не один закон, управляющий ими, пока они имеют известную форму и пока они находятся в том взаимоот ношении, которое наблюдается в дан ное время. Для него, сверх того, еще важен закон их изменяемости, их раз вития, т. е. перехода от одной формы к другой, от одного порядка взаимоотно шений к другому. Раз он открыл этот закон, он рассматривает подробные по следствия, в которых закон проявляет ся в общественной жизни... Маркс рас сматривает общественное движение как естественно-исторический процесс, ко торым управляют законы, не только не находящиесся в зависимости от воли, сознания и намерения человека, но и сами еще определяющие его волю, со знание и намерения»35. Ознакомившись со статьей, Маркс отметил, что в ней удачно описан диалектический — т. е. его собственный — метод. РАЦИОН МЫШЕЙ Повторяю: все началось с «Немецкой идеологии». Чуть ли не в первых стро ках этого сочинения нам сообщают, что предпосылки новой теории — кото рую уже не будет ошибкой назвать марксизмом — «можно установить чис то эмпирическим путем»36. Столь кате горическое заявление должно было с самого начала обезопасить авторов от подозрений в «философском шарлатан стве»: объектом исследования будут не умозрительные фикции, а факты. Не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2