Сибирские огни № 012 - 1990
ределилось направление главного удара. Целью же стал коммунизм — «действи тельное разрешение противоречия меж ду человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спо ра между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутвер ждением, между свободой и необходи мостью, между индивидом и родом»25. Лихо закручено? О да, но тут возник ло препятствие, перед которым спасо вал бы кто угодно — только не Маркс. Мы видели, что историческую миссию «возрождения человека» он возложил на пролетариат. Теперь Маркс объявля ет о своем присоединении к коммуниз му, который раньше позволял себе тре тировать как «догматическую абстрак цию» 26. Однако вот вопрос — готово ли было рабочее (коммунистическое) дви жение первой половины прошлого века к «разрешению спора между существо ванием и сущностью»? И гениальный конспиратор Буонаротти, и философ ствующий немецкий ремесленник Вейт- линг — признанные тогда вожди угне тенных — были не прочь раз и навсег да разделаться с частной собственно стью, «порешить вконец боярство, по решить совсем и царство, сделать общи ми именья и предать навеки мщенью церкви, браки и семейства — мира старого злодейство». (Ф. М. Достоев ский.) Говоря современным великим и могучим языком, заточка налицо. Но доктору философии Марксу было, судя по всему, как-то не по себе в одной компании с людьми, способными часа ми спорить ради решения принципи альной проблемы: стоит ли в «комму- нии» приковывать общественные лож ки цепями к общественным столам или и так не растащат? На свет появляется еще одно понятие — «грубый комму низм». Это о нем в «Рукописях» сказа но: «Беря отношение частной собствен ности в его всеобщности, коммунизм... в его первой форме является лишь обобщением и завершением этого отно шения»27. Сегодня «грубый» (он же «ка зарменный») коммунизм, слишком лег ко сопрягаемый со сталинщиной и про чими ужасами, у всех на устах. Тем важнее нам разобраться в логике, кото рой руководствовался Маркс. В этом очень поможет «первая форма», вовсе не случайно появляющаяся в приведен ном пассаже. Встав на позиции Фейербаха, «крас ный доктор» не забывал полученных у Гегеля уроков. Раскроем «Логику» — все равно, «большую» или «малую», — и прочитаем: истина — это логический (он же исторический) процесс, фазы которого поддаются философскому оп ределению и исследованию. Так как же поступить с коммунизмом, только что объявленным «разрешением загадки истории», т. е. той же самой истиной? Наивный вопрос, когда под рукой диа лектический метод. И вот в лучах этой многоваттной лампы выясняется, что «грубый коммунизм» — лишь пре ходящий этап, первая ступень к «поло жительному упразднению частной соб ственности». Первый блин комом, но тесто уже замешено, и стоит ли отхо дить от плиты? «Для уничтожения идеи частной собственности вполне доста точно идеи коммунизма. Для уничтоже ния же частной собственности в реаль ной действительности требуется дейст вительное коммунистическое дейст вие»28. Несколькими строками ниже Маркс пишет об «истинном благородст ве», которым светятся лица «коммуни стических ремесленников». А в «Свя том семействе» формулируется вывод, сыгравший не последнюю роль в исто рии рабочего движения: «Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или да же весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, ис торически вынужден будет делать»28. НЕ СТРАШАСЬ СОБСТВЕННЫХ ВЫВОДОВ Как видим, композиция картины ста новится все более совершенной. Но Маркс не спешит утихомирить свою фантазию и кладет на холст еще один сочный мазок: «Труд» есть живая осно ва частной собственности, частная соб ственность как творческий источник себя самой. Частная собственность есть не что иное, как овеществленный труд. Если частной собственности хотят на нести смертельный удар, то нужно по вести наступление на частную собствен ность не только как на вещественное состояние, но и как на труд. Одно из величайших недоразумений — говорить о свободном, человеческом, обществен ном труде, о труде без частной собствен ности. «Труд» по своей сущности есть несвободная, нечеловеческая, необщест венная, обусловленная частной собст венностью и создающая частную собст венность деятельность. Таким образом, упразднение частной собственности ста новится действительностью только тог да, когда оно понимается как упраздне ние «труда» (такое упразднение, кото рое, конечно, сделалось возможным только в результате самого труда, то есть в результате материальной дея тельности общества, и которое никоим образом нельзя понимать как замену одной категории другою)»30. Вы, разу меется, обратили внимание на то, что в скобках доктор Маркс просит понимать себя буквально. Вот так, уважаемые сограждане. Ни больше, ни меньше. По поводу «упразд нения труда» можно всласть позубоска лить — коммунисты-де преуспели в вы полнении подобных планов. «Мы дела ем вид, что работаем, они делают вид, что платят нам деньги». Можно поинте ресоваться: что, собственно говоря, по будило Маркса сделать столь странное заявление? Ответ лежит на поверхно сти. Теперь мы знаем — миссия проле тариата состоит в «полном возрождении человека». Но нелишне еще раз удо стовериться в том, что, оказавшись у власти, — а это, по Марксу, неизбежно, — рабочие не предъявят претензий на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2