Сибирские огни № 012 - 1990
в 1843—1844 годах основания отрицать наличие у пролетариата претензий на «особое право»? По Англии уже про катилась первая волна чартистского движения. Во Франции множились коммунистические общества и кружки, зрели революционные заговоры. Не пройдет и пяти лет, как достаточно конкретные требования рабочих про звучат на баррикадах Парижа — пред видеть это было не так уж трудно. Так в чем же дело? А дело, товарищи, в том, что вовсе не пролетариат — глав ный герой приведенного пассажа. Го- раздно важнее тот самый человек, ко торый нуждался, как полагал Маркс, в «полном возрождении». ЛЮДИ И ПРОЛЕТАРИИ Не будем забывать, что карьера Маркса начиналась на философском поприще. Незадолго до приведенных выше строк он писал: «Вся наша зада ча может состоять только в том, чтобы — как это имеет место также и в фей- ербаховской критике религии — при дать вопросам религии и философии форму, соответствующую человеку, осо знавшему самого себя»20. Ссылка на Фейербаха здесь далеко не случайна. Именно у него позаимствовал Маркс представление о том, что «корнем для человека является сам человек» — ины ми словами, гуманизм. Однако если для учителя главной мишенью так и оста лась религия, то способный ученик стремился пойти дальше и раскритико вать по меньшей мере политику и пра во, а по гамбургскому счету — «посред ством критики старого мира найти но вый мир»21. Очевидно, именно это сме лое намерение побудило Маркса спу ститься с заоблачных высей спекуля тивной философии на грешную, «эко номическую» землю. И вот — первый результат. Запаситесь терпением! Еще одна цитата: «Предположим, что мы производили бы как люди. В таком случае каждый из нас в процессе сво его производства двояким образом ут верждал бы самого себя и другого: 1) Я в своем производстве опредмечи вал бы свою индивидуальность, ее свое образие, и поэтому во время деятельно сти я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни, а в созерцании произведенного предмета испытывал бы индивидуальную радость от сознания того, что моя личность выступает как предметная, чувственно созерцаемая и поэтому находящаяся вне всяких со мнений; 2) В твоем пользовании моим предме том или в твоем потреблении его я бы непосредственно испытывал сознание того, что моим трудом удовлетворена человеческая потребность, следователь но, опредмечена человеческая сущ ность, и что поэтому создан предмет, удовлетворяющий потребность другого человеческого существа; 3) Я был бы для тебя посредником между тобою и родом и воспринимался бы тобою как дополнение твоей собст венной сущности, как неотъемлемая часть самого себя, — и тем самым я со знавал бы самого себя утверждаемым в твоем мышлении и в твоей любви; 4) В моем индивидуальном проявле нии жизни я непосредственно создавал бы твое жизненное проявление и, сле довательно, в моей индивидуальной де ятельности я непосредственно утвер ждал бы и осуществлял бы мою истин ную сущность, мою человеческую, мою общественную сущность»22. Надеюсь, просвещенный читатель не слишком шокирован противоестествен ным сочетанием строгих экономических понятий («процесс производства») с фейербахианскими — прости меня, гос поди, — экзистенциалами типа «челове ческая, общественная, родовая сущ ность». Мы все учились понемногу, и это относится даже к вождям мирового пролетариата: когда начинаешь гово рить на двух языках одновременно, по лучается волапюк. Дело простительное, тем более что в зрелые годы Маркс стал отменным стилистом. Поэтому я рекомендую забыть — если удастся _ о «дыр, бул, щыл» и сконцентрировать внимание на смысле. А он не лишен интереса. Во-первых, здесь впервые формируются взгляды Маркса на эко номическую жизнь того самого общест ва, в котором мы с вами имеем счастье пребывать. Своего рода «первый сон». (Сны, как известно, сбываются наобо рот.) Во-вторых, это еще и мерка, с ко торой родоначальник «реального гума низма» подошел к современному ему раннекапиталистическому строю. Роль ателье мод сыграло обширное сочине ние, озаглавленное Марксом «К крити ке политической экономии». Мы его знаем под названием «Экономическо- философские рукописи 1844 г.» Именно в «Рукописях» Маркс берет на вооружение новое и исключительно важное понятие — «отчуждение». Нет нужды говорить, что в лексикон запад ной философии оно вошло гораздо рань ше. М. Маркович дает историческую справку: Аристотель, Ориген, Августин Блаженный, Экхарт, Фома Аквинский, Гегель23. Как известно, последний отож дествлял отчуждение со всякой объек тивацией. Маркс не был согласен с та кой версией. Продолжив свои опыты по скрещиванию философии с политэконо мией, он получил любопытный резуль тат: основой и наиболее значительным аспектом отчуждения является утрата человеком контроля над продуктами собственного производства, их превра щение в чуждую и враждебную людям силу. Таков буржуазный строй, но он не вечен. Для того, чтобы «производить как люди», нужно выполнить лишь од но условие — уничтожить частную соб ственность (от отношения Маркса к по литическому господству, — а оно, ко нечно, тоже оказалось одним из видов отчуждения, — я отвлекаюсь, посколь ку уже имел возможность высказаться на эту тему на страницах «Сибирских огней»24). Нельзя сказать, что Маркс от рицал существование других измерений освободительной борьбы. Но отныне оп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2