Сибирские огни № 012 - 1990
же, не знали бы коммунистической иде ологии в ее нынешнем виде. Но, оку ная младенца в способные обессмертить воды Стикса, мать держала его за пят ку. Отсюда — недооценка «возможности продолжающегося развития производи тельных сил при капитализме», а так же потенциала буржуазной демократии. Отсюда — переоценка революционности рабочего класса. В конечном счете, все это вылилось в фатальное противоречие между неприятием «казарменного ком мунизма» и теоретической моделью, ко торая фактически предопределила именно такой исход социальной рево люции. А вот и стрела Париса. К сожалению, не лишены своей «ахиллесовой пяты» и построения Бур- тина. Не случайно он недоумевает: «От куда (у Маркса. — Г. Г.) такая одноли- нейность интерпретаций и прогнозов, чреватая, как показала история, гибель ной ошибкой?»10. Сколько-нибудь убеди тельного ответа на этот вопрос мы не найдем ни в ноябрьской, ни в декабрь ской книжках «Октября». А ведь не трудно понять, что это — самое главное. Любой ученый имеет право на ошибку. Однако Маркс, как пишет югославский исследователь М. Маркович, «очень хо рошо знал, что эмпирически существу ющий пролетариат, живущий в нищете и невежестве, в лучшем случае может развить лишь тред-юнионистское созна ние, что революция, как показывает действительность истории, очень часто сводится только к своему «первому эпи зоду» — захвату политической власти, что коммунизм может быть примитив ным эгалитарным обществом или поли тическим деспотизмом, а не положи тельным «упразднением частной собст венности», «ниспровержением всех тех отношений, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощ ным, презренным существом» или «пол ным освобождением всех человеческих чувств и свойств»11. Достаточно прочи тать «Экономическо-философские ру кописи 1844 г.» и «Нищету философии», чтобы убедиться — Маркович прав. Маркс знал все это уже в самом начале своего творческого пути. Так, если на зывать вещи своими именами, чего же стоила его пресловутая научная добро совестность, зачем возводился «Мон блан фактов»? Вопрос отнюдь не праздный, а напра шивающийся ответ как-то неудобно произнести вслух. Поэтому нас вновь подстерегает соблазн слишком простых решений. Послушайте, с каким пылом отделяет «марксизм» от «немарксизма» А. Гангнус в своем опусе о соцреализ ме: «Марксизм... учитывал вечную борь бу индивидуального и коллективистско го в человеке, понимал соревнователь ную суть всей человеческой деятельно сти, а чтобы иметь возможность сдви нуть в желательном направлении рав новесный многокомпонентный систем ный исторический процесс, в котором задействованы сотни групповых, клас совых интересов и миллионы индиви дов, старался уловить его общие зако ны. Левацкий большевизм, наследник народнического утопизма..., ставил иную задачу — преодолеть, сломать ес тественный, системный характер чело веческого общежития»12. Выглядит ло гика литературоведа очень славно: ов цы целы, волки сыты; Маркс посмеи вается со своего пьедестала, а левацкий большевизм (к которому сегодня мож но смело отнести безобидного — в том смысле, что заступиться некому — Богданова, но подспудный ход свободо любивой мысли выводит на Р. Люксем бург, Грамши, Ленина) повергнут в прах. Фабианец Герберт Уэллс во время своей первой экскурсии в большевист скую Россию был немало раздражен обилием портретов Маркса. Настолько раздражен, что затаил мысль устроить теоретическое «острижение бороды» это му надоедливому типу, этому тщеслав ному путанику. Доморощенные фабиан цы эпохи перестройки не по чину то ропливо, но и не без успеха работают над воплощением замысла в жизнь. Од нако я, уставившись на канонический бородатый портрет, напряженно сообра жаю: как же все-таки быть со «скач ком из царства необходимости в царст во свободы», который не по Богданову — именно по Марксу должен был сло мать «естественный, системный харак тер человеческого общежития»? Как быть с тем известным обстоятельством, что Маркс не очень-то уважительно на зывал этот «порядок» предысторией человечества? И самое необъяснимое: почему он приветствовал попытку прак тического слома капиталистических от ношений (Париж, 1871 г.), вместо того, чтобы, пользуясь словами Г. Лисички на, «по возможности помогать созрева нию плода»? Словом, что нам делать с идеальной субстанцией, известной под именем «революционная душа мкрксизма»? Можно лишь посочувствовать людям со скромными бюргерскими понятиями, вынужденным из «идейно-политиче ских» видов оправдывать известного потрясателя устоев. Темные их речи за ставляют вспомнить одного из ремизов- ских персонажей: «И плакал Зайчик Иваныч, и о каких-то лисятах поминал сквозь слезы... Он ли их съел, они ли детей его слопали, понять мудрено бы ло». Но вот ведь и Буртин ограничился тем, что констатировал некоторое рас хождение между революционностью Маркса и научной достоверностью его теоретических результатов. Я попыта юсь поставить вопрос иначе: а можно ли вообще рассматривать марксизм исключительно как научную теорию? Предвосхищая события, выскажу также надежду, что обсуждение этой пробле мы заставит нас вернуться к коммуни стической вере — главной теме сегод няшнего разговора. ДУША И ПЛОТЬ МАРКСИЗМА Кому-то мои намерения покажутся дерзкими, и не без оснований. Почти полтораста лет назад в Америке дейст вовал немецкий коммунистический про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2