Сибирские огни № 012 - 1990
тая Ленина», с детским негодованием находит у него нечто чуждое современ ным представлениям. Бессознательно уподобляя себя Марксу, а официальную логику — диалектике Гегеля, В. Соло ухин проделывает операцию по «пере ворачиванию с головы на ноги» (или наоборот?). Нет, уважаемые сограждане, вовсе не злые обществоведы виноваты в том, что на современном спиритическом сеансе Маркс, Энгельс и Ленин молчат, не хо тят ответить на наши вопросы. Их ста тус «основоположников» был и остается политическим статусом. Некогда они иронизировали над таким свойством науки, как «вера в признанные автори теты»3. Помноженное на авторитет госу дарственной власти, свойство оказалось исключительно устойчивым, и слишком долго нашим оружием в жизненной борьбе был отнюдь не язык — цитата, похоронившая в себе смысл. Против женской эмансипации? Ради бога: «Я... не позволю дамочкам, защищающим женское равноправие, требовать от нас галантности. Если они добиваются муж ских прав, то пусть разрешат и обра щаться с ними как с мужчинами»4. Не очень актуально? Есть и погорячее: «У нас ужасно много охотников перестраи вать на всяческий лад, и от этих пере строек получается такое бедствие, что я большего бедствия в своей жизни и не знаю»5. После 85-го власть настойчиво пыта ется по-новому отнестись к самой себе. И вот в идеологическое хозяйство, где, словно в кабинете у Михаила Суслова, каждая цитата заботливо хранилась и ждала, ждала своего часа на Кремлев ских курантах, — пришла большая ин вентаризация. Все началось с «новомир ской» статьи Г. Лисичкина, снабжен ной шокирующим подзаголовком: «Ну жен ли Маркс перестройке?»6. Антиге роем этой публикации был, в духе вре мени, Сталин. Кандидат экономических наук приговорил преступного вождя к высшей мере наказания — окончатель ному отлучению от марксизма. Сталин оказался дюрингианцем. Так в нашу общественную мысль вернулся древний мотив самозванства: царевич Дмитрий _ и Гришка Отрепьев, Петр Феодоро- вич _ и Емельян Иванович Пугачев. Маркс, Энгельс, Ленин — и Сталин. Красивое решение, да жаль Дюринга. Человек просто-напросто пытался — добросовестно, хоть и в меру своих скромных способностей — осмыслить то, что произойдет после социалистиче ского переворота. Кое-что предвидел. Тут является Энгельс со своей диалек тической дубинкой... Переводя разговор в сферу чистой логики, мы задаемся вопросом: уместно ли считать петрови- стом Иванова, знающего о Петрове лишь со слов его заклятого врага Сидо рова? Увы, но такова логика Г. Лисич кина. И поэтому трудно оспаривать правоту А. Ципко, обвинившего нас в робости перед «доктринальными корнями ста линизма»7. Сам автор большой статьи в «Науке и жизни» — не из робкого де сятка. В первых же строках он смело заявляет: Сталин был-таки марксистом! Не какой-то, а именно «марксистский нетоварный» проект социального пере устройства реализовывал он с достой ным лучшего применения упорством. С этими (в общем-то, прописными) исти нами на устах А. Ципко устремляется в «зону, закрытую для мысли». Ожидая открытий чудных, мы следуем за ново явленным Данко по темным простран ствам советской идеологии. Неожидан ная остановка. Выясняется, что злокоз ненный проект вовсе не был продук том Маркса и Энгельса, ведь у них «идеал очень сильно заземлен, будущее намертво завязано на настоящее». С этого момента главным объектом поле мических выпадов А. Ципко становит ся русская левая интеллигенция, а сре доточием порока —Троцкий, сам не раз обвинявший более удачливого соперни ка в плагиате. Звучит все это более убе дительно, чем у Лисичкина. А принци пиальный подход остается прежним. Дюринг, «интеллигенция»... Кто следую щий? На этот счет существуют разные мнения. Вот, например, М. Эпштейн не без иронии предрекает наступление вре мен, когда «окажется, что Сталин вов се не был марксистом, а только энгель- сианцем, да к тому же опошлившим то, что уже было упрощено Энгельсом, на которого он ссылается в своих работах гораздо чаще, чем на Маркса»8. ЕЩЕ НЕМНОГО БИБЛИОГРАФИИ Так и плывут в государственном чел не России по бурному морю перестрой ки трое — Маркс, Энгельс, Ленин, не считая Сталина. Но не джером-джеро- мовскую шавку напоминает опальный корифей, а Сфинкса: задает нам загад ки. Претендентов на роль царя Эдипа сколько угодно. Да вот беда — над все ми, похоже, довлеет эдипов комплекс... Впрочем, есть и исключения. В конце прошлого года на страницах «Октября» появилась статья Ю. Буртина9, которую можно охарактеризовать одним словом — «прорыв». Революционной новизной отличаются, собственно, не выводы Бур- тина — об этом я еще буду говорить, — а сам подход. Без причитаний, без на вязчивых отсылок к плачевной отече ственной практике автор пытается ра зобраться в сильных и слабых сторо нах марксизма, рассматривая его как одну из научных концепций. На наших глазах происходит столь необходимая десакрализация фигур «основоположни ков», их перенесение из мира политизи рованных фикций в реальный истори ческий контекст. Почему не оправдался «Марксов прогноз, казалось бы, с пол ной научной строгостью обоснованный»? Попытаюсь передать позицию Буртина в излюбленных им мифологических об разах. Роль Фетиды в судьбе Ахилла — марксизма сыграло то, что «преходя щая стадия капиталистического разви тия была принята за его финал, кризис роста — за «общий кризис капитализ ма». Не будь этой ошибки, мы, конечно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2