Сибирские огни № 012 - 1990
Нельзя поддаваться соблазну массо вых исторических дискуссий. Пусть на эти темы дискутируют ученые. Поспо рят, разложат все по полкам и нам со общат. Надо просто следить, чтобы ра ботали по-честному, а не на очередного лидера, желающего оставить свои меты на деревьях исторического леса. Революция — это время революцион ных действий и работы, а не бесплод ной болтовни. Валентин Иванович Павлов родился в 1928 году в городе Могилеве. Окончил Куйбышевский строительный институт. Кандидат экономических наук. Сотрудник Комиссии Госплана СССР по вопросам развития Западно- Сибирского нефтегазового комплекса. Автор многих статей в научно-техни ческих журналах и сборниках, в центральных газетах. Публиковался в «Си бирских огнях». Живет в Тюмени. Григорий ГОЛОСОВ ВЕРА-ОЧКИ И ШОРЫ РАССЕРЖЕННЫЕ ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ Р ассерженных пожилых людей становится все больше и больше. В прошлом году мне случилось быть в Риге. Праздник Победы уже про шел, но довольно часто на улицах попа дались отставные военные в полных боевых регалиях. Упаси меня бог от иронии, и все же — это были рассер женные пожилые люди. Конечно, в старшем поколении достаточно конфор мистов (как и в любом другом поколе нии советской формации). Эти благо словят любую власть — сегодня демо кратию, завтра авторитаризм, после завтра снова демократию, — не попер хнутся. Есть и «прорабы перестройки», которым, по большому счету, сердить- ся-то не на что. Разграничить эти две категории зачастую сложно, да и нет нужды. Речь даже не о рижских вете ранах: у них — справедливо ли, нет ли _ можно найти свою корысть.^ Но да вайте не забывать о тех, чей ратный труд вознагражден орденами, а мирный _ взысканиями. Может быть, им есть в чем себя упрекнуть. Нам их упрекать — не в чем. В Зазеркалье они пытались пронести первоначальный смысл поня тий «труд», «совесть», «Отчизна». И что же? Сегодня они сердятся. И действи тельно, та самая вера, которая вооду шевляла их на борьбу — казавшуюся бессмысленной, многими осмеянную, но в конечном счете правую, — подвер гается новым нападкам еретиков и ху лителей. Оторопь берет верующего че ловека, когда экс-кандидат в члены Политбюро, соискатель важнейших го сударственных постов и один из при знанных вождей перестройки объявля ет с амвона (простите, с экрана телеви зора), что коммунизм... так, мечта пус тая, игра воображения. (Тут ведь дело не в точности цитирования, а в смысле сказанного.) И тянет исповедоваться, как после дьявольского искуса. Что ж, давно известно: «Никто не вой дет в царствие небесное, кто не пройдет через искушение». Даже христианину в его отношениях с миром необходима известная стойкость. Тем более — ве рующему коммунисту в условиях не предсказуемого прошлого и будущего, относительно которого можно сказать только то, что оно будет (Стругацкие в недавнем интервью «Огоньку»). Им предлагают компромисс. К примеру, Л. Карпинский поделился с читателями «Правды» следующей интимной инфор мацией: «Мне... жена говорит: что вы все кричите, будто социализм и комму низм пропадают, впереди кризисы и банкротства. Да я каждый день встаю с мечтой о коммунизме. И вкладываю в это совершенно четкие понятия. Что бы мой внук не капризничал, чтобы все вовремя собирались за столом, что бы не было раздоров...»1. А вот и теоре тическая — не без дальнего умысла — рефлексия по этому поводу: «...Надо вернуться на самый первоначальный уровень понимания коммунизма — к самым простым понятиям, к жизни и реальным интересам людей... Вот с это го самого общего уровня коммунизма как-то легче прыгать в мировую циви лизацию и отыскивать там те элемен ты, которые в общем-то к коммунизму и ведут»2. Все верно, среди нынешних прыгунов в мировую цивилизацию не мало таких, кто способен в первом же супермаркете — за бедностью понятий — выдохнуть: «Коммунизм!» (Впрочем, у большинства из них коммунизм ассо циируется уже с другими вещами. С от сутствием вещей.) Но не об этом речь. Согласятся ли истинно верующие на «первоначальный уровень понимания коммунизма»? Вряд ли. Люди они с давних пор деятельные, склонные пере водить свои взгляды на «светлое буду щее» в практическую плоскость. Где коммунизм — там и чистка партии, там и «все награбленное до копейки вер нуть народу». С верующим трудно стол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2