Сибирские огни № 012 - 1990
ственное управление страной, уверовав в ошибочную посылку, что партия тем самым осуществляет политическое уп равление обществом, на самом деле она утратила политическое влияние на лю дей, из которых это общество состоит. Партийное руководство и вся партия забыли, что политическое управление обществом это не силовая борьба, а, в первую очередь, борьба идеологическая. Это воспитание в членах общества ком мунистического мировоззрения. Постро ить коммунистическое общество могут только люди, убежденные в необходи мости такого общества. В коммунизм человека нельзя привести, как бычка на веревочке, а именно это пытается проделать партия много-много лет. Конституция СССР определила место партии как руководящей и направляю щей силы общества. Нет никакого смы сла спорить о том, нужна или не нужна в Конституции такая статья. Отменят эту статью народные депутаты или не отменят, от этого вряд ли что изменит ся. Задача Коммунистической партии Советского Союза заключается в том, чтобы воистину выражать интересы на рода. 3. Во времена все того же Н. С. Хру щева была предпринята решительная попытка прекращения диктата ведомств. Ликвидация министерств и образование территориальных совнархозов дали на дежду на решительное оздоровление экономики территорий, а следователь но, и всей страны. Это был сильный удар по авторитарной власти партий ного центра, по его всесоюзному могу ществу. Брежневское руководство лик видировало все эти прогрессивные на чинания. Это преступление не тридца тых, а шестидесятых, семидесятых и начала восьмидесятых годов, активные и прямые участники которого еще си дят в высоких президиумах и продол жают назначаться на высокие государ ственные и партийные посты. Самое же страшное то, что они сумели вырастить себе достойную смену, сконцентриро вать ее на ключевых постах государ- ственного и партийного управления, в основном поблизости от себя, дабы не прерывалась «живая связь времен». Не это ли причина того, что и Перво му съезду Советов была навязана структура государственной власти, ма ло чем отличающаяся от сталинской и от брежневской. На каких простаков рассчитаны проведенные Советом Ми нистров сокращения численности ми нистерства за счет их укрупнения и создания крупнейших межнациональ ных концернов? Или создание прави тельственных комиссий во главе с пер вым заместителем Председателя Совета Министров? Может быть, укрупнение отделов ЦК и создание комиссий ЦК во главе с секретарями и членами Полит бюро есть децентрализация партийной власти? 4. Психика такого человека, каким был Брежнев, не могла быть здоровой. Болезненная страсть к наградам, зва ниям, почестям и чествованиям не при суща здоровому человеку. Но вокруг него наверняка были здоровые люди. Не Брежнев, а они определяли полити ку власти. Эта политика была неглупа, дальновидна и целеустремленна, но ан- тикоммунистична, несмотря на настой чиво декларируемую приверженность идеалам коммунизма. Мне приходилось встречаться со мно гими проводниками политики сталин щины. Их можно обвинять во всех гре хах тоталитаризма, но с убеждением могу сказать — палат каменных на сво их грязных делах они не наживали. Секли головы за чины, должности, а, главное, из страха потерять собствен ную. Оклад секретаря обкома на ны нешние деньги триста рублей, и купить на них можно было не больше, чем се годня. Жили в казенных квартирах, об ставленных часто казенной же ме белью. Машин собственных не имели, драгоценности расценивались как бур жуазный пережиток, в предметах ис кусства не разбирались, а потому их и не собирали. Все твердо знали, что жи вут в окружении тотальной слежки и доносов. Основным мотивом преступле ний периода сталинщины был страх за собственную шкуру. Движущим моти вом всех преступлений брежневщины были деньги и должностные возможно сти. Да, возможности, а не льготы и привилегии, на которые упорно натрав ливается общественность. Льготы — общепринятые во всем ми ре формы распределения общественно го продукта. Они были, есть и будут. Бороться надо не с льготами, а с неза конными порядками их назначения. Привилегии, как форма поощрения ра ботников, в нашей практике использу ются столь мало, что и говорить об этом не стоит. Разве не заслуживает приви легий изобретатель, положивший в го сударственную казну сто миллионов рублей? То же, вокруг чего кипят страсти, — не привилегии. Когда высокопоставлен ный чиновник присваивает себе и своим близким право получать в особом по рядке то, что должно оплачивать обще ство, — это просто воровство, совершать которое и притом безнаказанно позво ляет должность. Первый съезд народных депутатов, сессия Верховного Совета, сопутствую щие им народные волнения, забастовки, митинги и другие проявления народно го недовольства показали, что пока, увы, перестройка не дает ожидаемых результатов. Мне кажется, что одним из серьезных препятствий на пути об щественного обновления, как это ни па радоксально звучит, стала неправильно понятая гласность. Любую картину можно нарисовать различными краска ми. Можно так, как она есть в жизни— во всем многообразии красок. Можно в розовых тонах — что практиковалось официальной пропагандой много лет. Использование же только черной крас ки свидетельствует либо об отсутствии красок, либо о манере письма, либо о нечестности автора. Гласность — объек тивный показ, основанный на альтер нативных мнениях. Это не тыканье лю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2