Сибирские огни № 012 - 1990

этих самых отбросивших свою совесть как-то больше стало в нашей стране? Сегодня одни нас убеждают, что сча­ стье всех — это сумма, состоящая из счастья каждого. Другие уверяют, что полного счастья можно добиться не в одной отдельно взятой стране, ^но, в первую очередь, в отдельно взятой рес­ публике, области, городе, на отдельном предприятии, а быстрее всего — в ко­ оперативе. Вот так, настроим счастли­ вых заводов, арендных или частных ферм, клиник, и эти счастливые остро­ ва образуют счастливое государство! Третьи вообще заявляют, что чем боль­ ше будет богатых, тем счастливее будут жить бедняки! А есть еще и четвертые, и пятые... Попробую напомнить об одной старой истине. О том, что счастье — понятие относительное. Что всеобщего счастья — когда и каждый, и все счастливы^ пол­ ностью — не бывает. Вот это действи­ тельно химера. Каждый счастлив по- своему, и у каждого своя мера счастья. Однако есть и общее для всех — сча­ стье справедливости, счастье свободы, равенства, братства. Интересно наблюдать за ходом дис­ куссий на сессии Верховного Совета, в телевизионных студиях, конференц-за­ лах. Какие у многих одухотворенные, искренние лица! Это верующие! Но вот на трибуне знакомые лица и не менее знакомые обличительно-по­ учающие речи. Тут надо быть бдитель­ ным. Вот этот рабочий только вчера грозился сдвинуть горы ради развитого социализма, а сегодня он готов вернуть их на место в порядке перестройки. А вот видный экономист, доруливший до докторской на сталинских аксиомах из «Экономических проблем...», выклады­ вает на трибуну опровержения этих ак­ сиом, но не торопится положить поверх опровержений свой докторский диплом. Вот солидный правовед, всю свою жизнь положивший на службу теориям Вышинского, аргументированно доказы­ вает и указывает на нарушения зако­ нов в работе следственной группы Гдля­ на и Иванова. Помилуйте, эти следова­ тели — ваши вчерашние ученики. Товарищи, будьте бдительны! Я — неверующий в бога коммунист. Я абсолютный (если такие бывают) ате­ ист. И вместе с тем я иногда люблю за­ ходить в церковь. Нет, не молиться я туда захожу. Люблю верующих людей, и мне просто приятно побыть среди них. Верующий более надежен, чем неве­ рующий! Верующий — это человек с опреде­ ленными нравственными устоями. Мои предки гибли «за веру, царя и отечест­ во», отец шел на сталинский эшафот с верой в скорую победу коммунизма, мое поколение шло в бой «за Родину, за Сталина». С верой в великую интер­ национальную миссию нашего совет­ ского народа уезжали наши дети в Аф­ ганистан так же, как их деды уезжали в Испанию и Монголию, а отцы гибли, освобождая от фашизма народы Вос­ точной Европы. Да, ребята в Афгани­ стане ничего не знали о закулисных играх не верящих в интернационализм «коммунистов», пролезших на вершину власти в стране, которая провозгласила интернационализм одним из оснований своей внутренней и внешней политики. Эти солдаты просто наши дети, вос­ питанные нами в духе нашей морали. Сегодня при благосклонном молчании неверующих некоторые пытаются при­ клеить ярлык оккупантов на три поко- ления советских людей в военной фор­ ме;, Мы, солдаты Великой Отечествен­ ной, очень скоро забыли о выстрелах в спину ^со стороны всевозможных оунов- цев, аизсаргов, хортистов и других «не­ формалов» сороковых годов, но мы хо­ рошо помним объятья и поцелуи тех кто видел в нас не оккупантов, а осво­ бодителей. Вы в восхищении от сен­ тябрьской живой цепи в Прибалтике а перед нашими глазами живая серая лента изможденных людей, возвращаю­ щихся благодаря нам из фашистской неволи. Полезно периодически освежать собственную память. При этом не стоит напоминать о великорусском шовиниз­ ме, национализме, репрессированных народах. Правда свидетельствует: рус­ ских сажали русские, украинцев — ук­ раинцы, а прибалтов — прибалты. Однако вернемся к вере и верующим Настоящий коммунист — человек глу­ боко верующий. Он верит в свою ком­ мунистическую идею. Когда-то недобро­ желатели с презрением называли нас «идейными», вкладывая в это понятие всю свою ненависть к нашей вере. Но одно дело недоброжелатели, а совсем другое, когда к идейности того или ино­ го коммуниста полупрезрительно отно­ сится человек с партбилетом в кармане. Помню, когда арестовали отца, один из его сослуживцев, политработник по должности, сказал мне, тогда еще под­ ростку: «...отец твой был слишком идей­ ным. За это и поплатился...» Он произ­ нес эти слова со злорадством. Только спустя много лет я понял, насколько оккупировала нашу партию и особенно ее руководящие эшелоны безыдейщина. Сам принцип подбора руководящих кадров по так называемым деловым и политическим качествам стал критери­ ем подбора в руководстве дельцов и подхалимов. Иначе и быть не могло, ибо подбиравший отмерял по себе _ «Каков поп, таков и приход!» В Тюменской области одну из круп­ нейших в стране строительных органи­ заций возглавлял М. В. Чижевский. В партию вступил по необходимости — не утверждали в должности. За партию признавал только секретарей обкома и работников ЦК. Этому принципу он безусловно верен и по сей день. В этом нет никакого сомнения, иначе человек, наделенный всеми отрицательными ка­ чествами, какие только могут быть у руководителя, не стал бы заместителем председателя Госстроя СССР. В его быт­ ность начальником главка во главе тре­ стов ставились не просто лично ему преданные люди, но и бывшие уголов­ ники. «Мне наплевать на его прошлое. Его идеи меня не интересуют. Он вы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2