Сибирские огни № 012 - 1990

□ЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА ВО ЧТО ВЕРУЕМ? В. Павлов, назвав свою статью <г Исповедь верующего человека », очень точно отразил одну парадоксальную тенденцию, появившуюся в последнее время. Старые коммунисты, возмущенные нарастающей критикой КПСС, результатов ее более чем семидесятилетнего безраздельного господства в нашей стране, настаивают на своей вере в коммунистические идеалы, а ны­ нешние печальные итоги объясняют искажением заветов основоположников марксизма-ленинизма, что подтвердила дискуссия на XXVI I I съезде КПСС. Но подчеркивание коммунистической веры и есть логическое противоречие, ибо вера предполагает абсолютную непознаваемость объекта веры, лишь символическое представление о нем. Маркс же, напротив, утверждал абсо­ лютную познаваемость законов общественного развития, и эти законы по- своему сформулировал. Способ решения этого противоречия очевиден — нужно вернуться серь­ езно, не на школьном уровне, к первоисточникам марксизма, к его пророче­ ствам, открыть заново лицо его, которому мы десятилетиями бездумно, как языческому божку, поклонялись, и честно ответить себе — действитель­ но ли перед нами безусловная истина? Молодой новосибирский философ Г. Голосов и пытается, полемизируя с В. Павловым, сделать это. Валентин ПАВЛОВ ИСПОВЕДЬ ВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА Ж изнь на исходе. Уже за шестьде­ сят, из которых более пятидесяти искренне верю. Не просто верю, а верую! Верую в то, во что верили сот­ ни поколений моих предков. Одно за другим уходили они в небытие, остав­ ляя во мне гены своей веры. Менялись религии, менялись кумиры, менялось само представление о будущем, а вера — человеческая вера в счастливое бу­ дущее — оставалась. Речь не идет о личном счастье. На мой взгляд, это очень примитивно. Дей­ ствительно, придумал человек свои соб­ ственные пределы счастья и... вперед к светлому будущему! Даешь счастье! Но вот разложишь это самое счастье по житейским полкам, глядь, а там один ширпотреб: квартира, машина, дача, электроника различная, шмутьем заби­ тые шкафы, и жратвой — холодильники. Конечно, тут же полный набор дозво­ ленного и недозволенного сервиса. Вот так для себя и для своих близких до седьмого колена: послаще пожрать, по­ мягче поспать и поближе нужду спра­ вить! Что еще? Ах, да — работа! Ну, на этот предмет взгляды бывают самые разные. Один мой знакомый говорил так: «...министром работать нетрудно — трудно им стать!» Собственно говоря, наша современная действительность убеждает, что и деньги большие сегодня получать нетрудно. Трудно получать их с чистой совестью. Конечно^ если следовать заветам од­ ного покойного идеолога и отбросить эту химеру к чертовой матери, то ока­ жется, что до счастья ну прям-таки рукой подать. Не кажется ли вам, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2