Сибирские огни № 011 - 1990
ко нормы есть нормы, и даже под такие всеохватные подходило не все, многое еще не подходило и отсекалось. Валентина Викторовна — счастливый человек, коли государственная норма совпала с ее лич ной верой. Ну, а к запретам приобвыкли с пеленок; как помнят себя ребя та, так обязательно чего-нибудь запрещали. Запрещали драться, пить сырую воду, поздно приходить домой, запрещали читать тол стую книгу «Мужчина и женщина». Вот и сейчас запрещают читать Мопассана, собрание сочинений которого начало выходить тоже в нынешнем году. Государство издает Мопассана, а родители запреща ют... И государственный запрет Мейерхольда, и родительский запрет Мопассана — все это воспринималось как принятая в обычай отече ская система запретов по причине незрелого возраста. Правда, при вычка к обычаю оставалась потом и в возрасте зрелом. Но «Большой вальс» никто ни с какой стороны не запрещал. Музыку Вася понимал плохо, слуха не имел вовсе. И впервые в жиз ни очаровался он музыкой, которой насыщен был весь экран, весь утренний лес в лучах еще низкого солнца... И красивые лошади в упряжи изящного экипажа, и прекрасная женщина, вся погружен ная в музыку... Скрипки, поющие скрипки и легкий цокот копыт по аллее, и ритмичное перемеженье под скрипки лучей и тени от движения экипажа, и переклик со скрипками посвиста птичек в кро нах Венского леса... Ты сидишь, замерев, забыв шелохнуться, а непо движные плечи завороженно будто покачиваются изнутри в плавной прерывности вальса, словно не во сне, а в тебе самом поют смычки, им откликаются птицы, и осторожный, нежный цокот копыт, и пере- миг света и тени направляют ритм; в этой слитности музыки и при роды ты и сам растворен... Сам Иоганн Штраус малозаметен был в фильме, он тоже раст ворялся в собственной музыке. А господствовала на экране актриса Карла Доннер — идеал женщины из чужого мира, недосягаемой даже в мечтах... Когда зажигался свет в зале кинотеатра, все жен щины кругом казались такими невзрачными, и на улице тоже. Вася стеснялся смотреть на Веру, на живую, доступную Веру, когда уплы вал с экрана нереальный лик Карлы Доннер. И разговоры о Карле Доннер шли не с Верой, а с ребятами. То- дик Фильней, основной знаток иностранной продукции, снисходи тельно замечал, что такие фильмы, конечно, скрашивают отдых, чем и полезны. — Ну а Карла Доннер-то! — горячился Вася. — Карла Доннер! — Смотреть на нее — удовольствие, — пожимал плечами То- дик, в такт поднимая белесую бровь. — Но представь ее у себя на кухне. А? Засмеешься? Из застекленных шкафов богатой и санитарно чистой квартиры Фильнеев Вася перебрал немало книг не то чтобы запрещенных, но неодобряемых. Он таскал отсюда и защитника буржуазного право порядка Шерлока Холмса, и антирусских героев Сенкевича, и Бенуа с его мрачной фантазией в «Атлантиде»... Впрочем, Бенуа перекры вался «Аэлитой» Алексея Толстого, где та же легенда об Атлантиде закручена куда более лихо и близко по душе. Тодик тоже взахлеб читал эти книги, не скупился одаривать ими товарищей, но для не го мушкетеры, рыцари, богатыри служили не идеалом для подра жания, а лишь украшением свободного времени. Мама Тодика, с такими же сухими и резкими, как у сына, толь ко сильнее прочерченными возрастом, чертами лица, ревниво пек лась о том, чтобы ее единственный ребенок всегда имел друзей. Ра ди этой своей идеи она наивно обхаживала Васю, непременно остав ляла на чай с тортом и дорогими конфетами. А Тодик вовсе не нуж дался в таких родительских потугах — он был компанейский и ще петильно справедливый парень, и к нему легко тянулись сокласс- ники.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2