Сибирские огни № 011 - 1990

Американский фильм «Большой вальс» покорил все экраны страны. Бдительная политическая ортодоксия легко шла на посла­ бления, если только дело не касалось внутренних врагов народа. Ей достаточно было того, что главный герой «Большого вальса» компо­ зитор Иоганн Штраус в молодости написал в честь революции 1848 года «Песни баррикад» и «Звуки единства» и что его родину Авст­ рию стер с карты мира Гитлер. Ортодоксия производила отбор неортодоксальный. Недавно исто­ рик Николай Иванович Сизов, уперев в Васю выпуклый взгляд, су­ хо, будто полная ясность между ними не требовала эмоций, сказал: — Открыта подписка на восьмитомник Лависса и Рембо «Исто­ рия XIX века». Попроси дома выписать. Думаю, это будет по тебе. — Кто такие? — глупо спросил Вася, впервые слыша эти имена. — Французские историки, буржуазные, разумеется. У нас их только до революции издавали. Мама без раздумий согласилась подписаться на Лависса и Рем­ бо и ударилась в воспоминания, отчего ее твердый голос обретал украинскую певучесть: — После Лебединской гимназии я на женских курсах в Моск­ ве, на Новодевичьем поле, читала Ключевского запоем, его книги чаровали как самый увлекательный роман.—Паузой помедлив на воспоминаниях, она от мемуарного тона вернулась к современному: — Конечно, он кадет по своим взглядам, его переиздавать не будут... А знаешь, я счастлива, что ты в меня — я тоже ужасно люблю ис­ торию. Со всех сторон зазывали к новым знаниям, которые влекли больше, чем учебники, возможно, потому, что были взрослые, пол­ ноценные, а не подогнанные под возраст. Валентина Викторовна, по­ качивая у груди сомкнутыми тонкими пальцами, внушала ребятам свой восторг, действенный по-актерски как гипноз: — Знаете ли вы, что издана книга Станиславского «Работа ак­ тера над собой». Боже мой, это великая книга! Я не спала две ночи, потому что днем не имела времени, пока не прочла ее. Это квинтэс­ сенция культуры — культуры мышления, культуры воображения, культуры поведения, культуры общения и всего на свете. Это... это, ну, я не знаю... Это библия культурного человека вообще. — Интересно, — сказала дотошная Галя Иванок, игнорируя гипноз восторга, — выпустили книгу Станиславского и закрыли те­ атр Мейерхольда. Это как понимать — что Станиславский победил Мейерхольда? Валентина Викторовна разомкнула, уронила руки. — В театре друг друга не побеждают, — с упреком за сбитое воспламененье сказала она. — Станиславский с великим благород­ ством взял сейчас Мейерхольда к себе, хотя тот всегда нападал на систему Станиславского. — Ох, Иванок, и откуда чо только выкопает! — проворчал быв­ ший Очерет из «Славы», десятиклассник с худым лицом комиссара. — Нет, отчего же, — отозвалась Валентина Викторовна, при­ вычно обретая выдержку. — Я, конечно, плохо делаю, задним чис­ лом ругаю Мейерхольда. Но, поверьте, он всегда был не по мне... Я не люблю на сцене ни балагана, ни митинга. Кружковцы не посожалели об исчезновении театра Мейерхоль­ да, они мало чего и слышали о нем. Да и Галя, по правде говоря, не терзалась, а просто демонстрировала эрудицию. Советская власть директивно воспитывала в политической пря­ молинейной безальтернативности свое первое поколение, родившееся уже в ее эпоху. Станиславского и Маяковского она провозгласила обязательной нормой. Но ведь Станиславского и Маяковского! Ниче­ го себе ограничивающие нормы, которые воспринял весь мир! Одна-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2