Сибирские огни № 011 - 1990
Приговоры выносились безапелляционно, как в полевом суде в гражданскую войну. Худенькая учительница словно увеличивалась на глазах, вздымалась над детьми, придавливала их своей хрупкой фигуркой. Отличников она не поднимала с места, просто хвалила так же коротко и энергично, как и ругала двоечников. Дольше дру гих продержала Наталья Семеновна тощего мальчишку с темным лицом, то ли смуглым, то ли грязным, со злыми востренькими гла зами. Лицо скорее было все-таки грязным, потому что и одет он был неопрятно, заношенно. — Он не слушается, — пробормотала девчушка с косичками, и у нее навернулись слезы, — да еще дерется, стукает меня. — Безобразие! — вскричала учительница страшным, как по нял Вася, для пятиклассников голосом. Он вспомнил мамино утверждение: «Дети, которых бьют роди тели, вырастают или забитыми, или хулиганами, но обязательно озлобленными и жестокосердными». И сейчас его осенило, что ведь бьют этого несчастного Хохлова родители, а учительница или не знает этого, или одобряет. Он сам изумился тому, что так очевидно заметил промахи На тальи Семеновны, педагога. Как-то вмиг схлопнулся в одну точку свой разбросанно копившийся опыт, о котором он и не подозревал. Все-таки четыре года был пионером, председателем совета отряда, председателем совета пионерского лагеря, в комсомоле вот уже два года и знает цену неистовым, вольным собраниям, где каждый вы являет себя, самоутверждается, а все вместе, одобряя в принципе самоутверждение, корректируют друг друга то мягко, то жестко, то с издевкой, то с доброжелательным смехом. В этот опыт вошли и недавние книги Макаренко, которыми за читывались и взрослые, и дети, — «Педагогическая поэма» и «Фла ги на башнях». Если в «Педагогической поэме» коммуна из отпе тых беспризорников далека была от нормальной школы, то во «Фла гах на башнях» воспевался коллектив слаженный, красивый, могу щественный, где директор доверял ребятам весь быт и всю учебу и сам подчинялся их справедливым правилам. Москалев ближе принимал к душе ироничного интеллигентно го мальчика Игоря Чернявина из «Флагов», чем властного вожака Кабанова из «Поэмы». Васин круг ребят отбирал собственных геро ев, и, например, Фурманов был им ближе, чем Чапаев. Чапаевым они восхищались, влюблялись в его лихие нелепости, а Фурманов воспринимался как герой из разряда рыцарей, которым надо подра жать. Еще в младшем возрасте он во дворе охотно уступал роль Ча паева, а сам играл в Фурманова. Хотя Вася порой уже проявлял некоторую проницательность, тем не менее он вовсе не догадывался, что Анна Андреевна тоже начиталась Макаренко и оттого так неколебимо, перед лицом учени ков, назначила вместо себя не завуча, а председателя старостата. И теперь он сидит и отдувается за пятый «г» и смутно соображает, как же он сейчас станет учить учительницу. Не стал он учить учительницу, не одолел дистанции между нею и собой, только и решился сказать: — Надо, чтобы пионерский отряд сам заработал, иначе всех не поднять на учебу. Наталья Семеновна сверкнула на него не остывшими от раз грома глазами: — Мной составлен план пионерской работы. Вот, пожалуйста. Вася не стал смотреть план, спросил безнадежно: — Вы сами и составляли? — Конечно. А что они могут придумать? — До свидания, — воспитанно сказал председатель старостата7' и подался восвояси.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2