Сибирские огни № 011 - 1990

— Займись пятым «г», — буднично, без эмоций, наставляла Анна Андреевна. — Четверть только началась, а там уже восемь двоечников. Классная руководительница молодая, прямо из инсти­ тута... Видишь какое дело: пятые классы — это буквально психо­ логический рубеле. За четыре года привыкли они к одному учителю, а тут предметники пошли. Один требует зубрить, другой требует размышлять, а третий вообще требовать не умеет. Они и выбиваются из колеи. Да небось по себе помнишь, что такое пятый класс. — Нет, не помню, — ответил Вася повинно, оттого что вынуж­ ден был как бы не согласиться. — У меня как-то незаметно прошло. Анна Андреевна скупо улыбнулась: — Ну вот, видишь, какой ты славный ученик. Вот и помоги, чтобы и у них незаметно получилось. Соклассники, конечно, не могли проигнорировать подмену ди­ ректрисы Москалевым. Едва он входил к себе в класс, как тот же Федя Данилов пытался своим хриплым голосом изобразить испу­ ганный шепот: — Тихо, ребята, Анна Андреевна пришла. Вася мобилизовывал на помощь Василия Мотылькова и с не­ шибко изящным остроумием давал отпор: — Не пришла, а пришел. Тут тебе пригодится твой опыт в со­ гласованиях по любимому немецкому: Анна Андреевна пришел. Конечно, это было без обиды, просто в каждом сидел юморист, и все норовили пооттачивать друг на друге остроумие. Но все равно это раздражало, сбивало всамделишнюю тревогу ответственности за тот же окаянный пятый «г», классной руководительницей которого оказалсь худенькая и невыразительная Наталья Семеновна, от си­ лы лет на шесть-семь старше Москалева. Она обращалась к нему то на «ты», то на «вы», не могла при­ способиться, а от этого и Вася чувствовал себя неуклюже и думал сочувственно: «Где ей управиться с ребятами при таких ее трепы­ ханиях!». Пятиклассники встретили Москалева с полным почтением, ког­ да он вошел, рослый по сравнению с ними, с комсомольским знач­ ком на груди, с четырьмя оборонными значками. В ребятишках, ко­ нечно, неистребимо жило извечное преклонение мелюзги перед ве­ ликовозрастными собратьями по школе. Возможно, кое-кто даже опасался, что вот не слушались они учительницу, а она возьми да и позови взрослого парня, и тот сейчас просто-напросто отлупит их за непослушание. Вася сел на заднюю парту возле девчушки с косичками, с узень­ кими бантиками в них из тесемок, которыми перевязывают покуп­ ки. Она отодвинулась на край скамьи, потянув за собой по парте тетрадку. Ему жалко стало девчушку. Вблизи от себя и вплоть до учительского столика он видел раз­ номастные затылки и одинаковые красные уголки пионерских гал­ стуков, которые привычно и уверенно алели по всему классу. — Старшие пятерок, отчитайтесь за неделю! — скомандовала Наталья Семеновна вовсе не тем трепыхающим голосом, каким гово­ рила с Москалевым. «Что это еще за пятерки? — соображал про себя Вася. — Есть ведь пионерские звенья». Возле учительского столика закрутилась карусель. Старшие пя­ терок выходили поочередно, в том числе и девчушка с косичками, читали по тетрадкам оценки за неделю, хотя все они были простав­ лены в классном журнале, лежащем перед учительницей. Когда вы­ крикивался «неуд», Наталья Семеновна прерывала старшего, вызы­ вала к столу двоечника и начинала перекрестный допрос: «Старший, ты занимался с ним дополнительно?.. А ты почему отказался зани­ маться? Сядете при мне после уроков... Ты завтра позови отца».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2