Сибирские огни № 011 - 1990
М ихаил КОСАРЕВ О ПРОЗЕ ИЛЬИ КАРТУШИНА О чем?» — спрашивали мы детьми, видя новую книгу. «Чья? (Кто ав тор?)», — спрашиваем взрослыми. Правило, конечно, не всеобщее, но все же — что означает эта перемена? С го дами, с приходом душевной зрелости мы осознаем мир иначе: он дробен, про тиворечив, многослоен — и в каждой его клеточке (а не на какой-то специ альной отведенной площадке) настоя щему художнику виден человек. Вот почему интересны тексты Ильи Карту- шина — несмотря на то, что тематиче ские их рамки весьма банальны: школь ники-студенты, спорт, армия, семья, разномастная творческая братия... Слов но бы только и трудов — законспекти ровать свою собственную судьбу, ан нет, все не так просто. У прозаика опубликовано три книги, есть свежие, не сложившиеся еще в книжку журнальные публикации. Са мое, казалось бы, время начать вычер чивать первые отрезки графика под на званием «творческая эволюция». И, быть может, именно в силу близости та кого решения хочется говорить, напро тив, о всем вышедшем у И. Картушина как о целом, не разделенном ни годами, ни обложками, ни уж тем более «те мами». Книге «Земные хлопоты» (1982) сопут ствовала такая аннотация: «Первую книгу молодого автора составили рас сказы о современной молодежи, об ар мии, о спорте». Примерно то же вполне применимо и ко второму сборнику «Двое и город» (1985), однако там вместо одной фразы уже две, и, в частности, говорится: «Герои... — наши современ ники-горожане, определяющие для себя свое место в жизни, свою линию пове дения, озабоченные проблемами нравст венного поиска». Третья книга — «Про тотип» (1989) потребовала уже полустра- ничного предисловия и каких-то важ ных мыслей. То есть налицо скорее эво люция не Картушина, а эволюция отно шения к Картушину (хотя, безусловно, его писательская манера тоже претер певает изменения значительные — но не столь очевидные, и к разговору о них надо еще подойти). «Исповедалыцик нам нужен», — го ворит товарищ Складень (главный ре дактор издательства) прозаику Лопуш- кову в финале повести «Прототип». И одобряет рукопись. Снабженный рубри кой, неудобный автор Лопушков все же вписывается в схему, в структуру, и не грозит уже ее раскачать. Что вызывает у любящего «уклад» и покой Складеня сугубо положительные эмоции. Не надо быть особо проницательным, чтобы уловить в этих строчках Карту шина какой-то личный момент. Воз можно, и его писательская судьба име ла сходный поворот. Нашедшаяся, по счастью, формулировка — «исповедаль- ность» — определила, «легализировала», включила в русло текущей литературы молодого прозаика с необычной инто нацией и непрестижной тематикой. Тог да, в конце семидесятых —начале вось мидесятых, со страниц журнала «Лите ратурная учеба» смотрели на нас пре имущественно бородатые дебютанты в грубых свитерах и с богатыми биогра фическими справками: работал геоло гом, грузчиком, буровиком, мостострои телем, моряком, егерем, на худой конец — корреспондентом рабочей многоти ражки. Их герои что-то возводили, нес лись куда-то на собачьих упряжках или держали руку на пульте энерго блока. Школьник же или молодой гума нитарий оказывались в компании та ких персонажей на вторых ролях. И вот тут за их авторов от чистого сердца вступались с помощью термина «испо- ведальность». Последняя понималась почти исключительно как саморазобла чение и, следовательно, выполняла мо рально-воспитательные задачи. Однако применительно к И. Карту- шину попытка придать таким вот обра зом «вес» его прозе в традиционной и в общем-то мертвой литературной табели о рангах советского периода уводит в сторону от понимания его текстов. В этой системе уже становятся возможны упреки типа тех, что высказал Ана толий Ланщиков (о рассказе «Выли тый»): «...Что является предметом испо веди? Семейная хроника, где главная фигура — отец. И вот тут, принимая во внимание трагическую судьбу бывшего фронтовика, окончившего свою жизнь в пьянстве, — спокойствие, мне кажется, противопоказано. Картушин пишет под черкнуто бесстрастно, как хроникер. И каким мы видим героя в начале, таким он останется и в конце. Исповедь на не го не повлияла. Значит, не повлияет и на нас» («Искренняя исповедальность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2