Сибирские огни № 011 - 1990
справедливости шагнул я из зоны при нуждений в свободную и радостную жизнь...» Пришло время вернуться к этому че ловеческому документу: «...Но... иллюзии гибнут. Пом. проку рора по спецделам объявил мне, что предъявленные мне в 1933 году обвине ния отпали как необоснованные, что я полноправный гражданин СССР, полу чаю незапятнанный советский паспорт, значусь несудимым, что правосудие по заботилось даже о моей пенсии, учиты вая преклонность возраста. Слушая его, я был на вершинах удовлетворения: вот она, справедливость! Но это длилось лишь несколько мгновений: разом и вдруг все рухнуло, под корень срублена реабилитация. Поднимали из руин меня как гражданина и тут же, позабыв об этом, столкнули обратно, как бесправ ного и беззащитного лагерника. Лиши ли права на нормальную пенсию, на источник дальнейшего существования, единственный источник в старости в условиях социализма, как это форму лируется в Конституции СССР. Моя пенсия — это небрежно завуалирован ное и в то же время явное наказание (57 руб. 20 коп.). Она не обеспечивает мне материальное благополучие в тя желые годы старости. Скудные размеры ежедневно, ежечасно проявляются в моем быту, вызывают пытливое внима ние ко мне у чутких и отзывчивых лю дей, вызывают недоумение, быть мо жет, предполагают во мне ленивого без дельника, завзятого тунеядца, поленив шегося обеспечить себе сносную пенсию. С болью в сердце переживаю этот по зор — результат бездушия чиновников социального обеспечения. Еще больнее страдаю от моральной подавленности, вдруг осознавая вопиющую несправед ливость ко мне со стороны любимой мо ей Родины, которой я самоотверженно и бескорыстно служил всю мою жизнь. Пенсия моя — это пожизненное, быть может, самое тягостное наказание. За что?!» Следует пояснить: пенсия была на значена из расчета заработной платы, получаемой до ареста. До. Таков был закон, и Тихменев протестовал против него. Не в наших силах оказалось помочь Федору Ивановичу с пенсией — он так и умер, находясь в «противостоянии с государством», в позиции благородного существа, требующего сатисфакции — по законам чести и совести. Добивались мы и восстановления его в Союзе писа телей. Но... Сибирский отдел Всероссийского Сою за писателей, в котором состоял Тихме нев (членский билет № 7), перестал су ществовать в 1934 году, когда появился Союз писателей СССР со своим уста вом. Стало быть, все нужно начинать заново: писать новые произведения, об суждать их в местной писательской ор ганизации, собирать рекомендации, про ходить «чистилище» Приемной комис сии в Москве... Единственное, что уда лось, — приобщить к единовременным пособиям Литфонда, организации, кото рая в меру своих возможностей осу ществляет какую-никакую материаль ную помощь бедствующим российским литераторам. Тихменев вновь «провалился между законами» (его выражение), попал в ис торические подвижки времени... О новом художественном произведе нии Федор Иванович, конечно же, меч тал. Даже начал его писать. Это был роман (или повесть) под названием «Че рез непонятное»—о строительстве БАМа в годы войны, о той самой стройке, за которую давали значок-эмальку «Удар ник второй колеи». По замыслу автора, герои романа (или повести), политза ключенные, желая помочь Родине побе дить фашистов, на своем тайном сходе создали бригаду ударников. Это был их «второй фронт» — с победами и пора жениями, с невознаградимыми потеря ми. Но дальше замысла и отдельных набросков дело не двинулось — жиз ненные силы иссякли... Уже в больнице Тихменев шутил: «Я и через десять лет буду таким же. За консервировался — вечная мерзлота по могает...». Его не стало 14 октября 1982 года — отказали почки. А накануне мы говорили с ним об участии сибирских писателей, которые, «подобно деревьям на севере, редко до стигают полного роста», о «вечной мерз лоте», убивающей все живое, но и спо собной сохранить даже мамонтов... Об суждали чеховское утверждение о том, что в литературе маленькие чины так же необходимы, как и в армии. И что сибирская литература ждет своего рас цвета... Так в чем же глубина нашей мысли? Настоящая историческая личность, полагаем, отличается от прочих своим последействием. Она не исчезает вместе с отрезком своего времени, а как бы пе реходит в другие, воздействуя на живу щих. Федора Ивановича Тихменева ма ло кто знал в Томске, но все равно его живое присутствие в культурной исто рии города состоялось. Благодаря ему и таким, как он, безвестным или имени тым, складывался и поддерживался не повторимый «томский климат», «озоно вый слой», «культурная оболочка». Эта оболочка порой тоньчает до опасного предела, но не исчезает совершенно — вот что важно. Русский философ Николай Федорович Федоров призывал устремлять свой взгляд не только вперед, в бесконеч ность и космос, но и назад — к отцам, предкам, восстанавливая их в и з у ч а ющ е й п а м я т и . В изучающей памя ти сибиряков — верим — не должно за теряться ни одно имя, никакая лич ность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2