Сибирские огни № 011 - 1990
вые расходы, взыскания за хранение свыше установленного срока на почте («полежалые»). Цена на литературу вздувалась на 30—40%, это вызывало законный ропот партсети, так как про тиворечило советскому закону, по кото рому никто не имеет права продавать не антикварную книгу по цене выше номинала. Горкомы стали отказывать ся от выкупа с почты партлитературы, возвращать в магазины Партиздата, где она продавалась кому попало, без вся ких норм. Что касается Книгоцентра, то он отдал по своей сети распоряже ние: книги, посланные партийными из дательствами непосредственно в адреса покупателей, в случае просьбы этих по требителей о выкупе и распродаже, с почты не выкупать, так как Партиздат в скидке Книгоцентру отказывает. Кон чилось тем, что некоторые горкомы ста ли жаловаться в ЦК. В результате про ведено совещание между ОГИЗом и Партиздатом. Последний предложил ОГИЗу взять распространение партли тературы на себя с условием, что в об ластных и краевых центрах в аппарате ОГИЗа был бы комиссар партсектора — для контроля за продвижением продук ции своего издательства. ОГИЗ откло нил это предложение, и вредительский характер распределения сохранился... Много вредительских актов и в секторе подписных и периодических изданий. Обычное явление— аннулирование под писки, когда подписка уже проведена. В результате — надо возвращать день ги подписчикам, нести крупные убытки, делать невыполнимую работу...». Сегодня слова Тихменева о вреди тельстве могут показаться вынужденно неискренними, а потому не заслужива ющими внимания. Однако и пятьдесят лет спустя он говорил нам, что вреди тельство — не досужая выдумка тогда шних функционеров, а страшная реаль ность их собственных провокационных действий на различных уровнях власти и управления. Формируя образ «врагов народа», они сами вредили молодому социалистическому государству чем только могли, а потом изобличали друг друга, приносили в жертву молоху ими же запущенной «обвиниловки» милли оны ни в чем не повинных людей. Из протоколов допросов мы узнаем, что конкретно говорил Тихменев своим сослуживцам по Книгоцентру накануне ареста 1933 года: «У нас в Советском Союзе, там, где находится лучшая часть интеллигенции и трудового крестьянства — в Нарым- ском крае, — уже все время идут вос стания, повстанцы вооружаются пуле метами, винтовками, имеют свои кон ные отряды, и с ними идет постоянная перестрелка и столкновения»1. В бесе дах Тихменев особо подчеркивал, что «в колхозах продуктивного труда не бу дет, ударничество — это потогонное средство, так что с единоличниками не сравниться, а то, что проводятся разные 1 Имеется в виду прежде всего восстание под началом Григория Ускова, объединившее летом 1931 года несколько сотен раскулаченных и сослан ных на Бакчар и Чаю крестьян. "мобилизации работников и учащихся, так они ничего не дадут, только отры вают людей от работы и учебы без тол ку». Те же протоколы обрисовывают си стему взглядов Тихменева и его сослу живцев. Необходимо, считали они, демократизировать существующую власть, переконструировать Советы так, чтобы в них принимало участие все на селение; восстановить в правах «ли шенцев» (лишенных избирательных прав), вернуть на прежние места раску лаченных, отдать или возместить им движимое и недвижимое имущество; легализовать народнические группы, крестьянские союзы, партии; лишить рабочий класс всех привилегий, а имен но: не выделять его среди остальных слоев населения; МТС и совхозы лик видировать, а более рентабельные оста вить в руках государства; имущество же их передать сельским общинам, раз вивать мелкую, кустарную и другие ви ды промышленности... Как видим, они думали о том, что становится реально стью в наши дни... Естественно, не прошла мимо внима ния следователей и деятельность Тих менева как собирателя литературных сил в Томске. Им удалось получить на него такие показания: «Контрреволю ционная ячейка писателей Томска свя зана с контрреволюционными писате лями Новосибирска. Тихменев ее систе матически поддерживал, предоставляя... неограниченные средства для закупки запрещенной литературы, снабжая дру гих ею». Но Тихменеву удалось увести разговор от основной группы томских литерато ров на безымянную «молодежь в числе нескольких лиц», о которых ему извест но лишь то, что они встречаются где-то на улице Никитина — на своих «ники тинских субботниках». Судя по матери алам следствия, эта линия так и повис ла в воздухе, осталась неразработанной. А ведь могли пострадать многие из ок ружавших Федора Ивановича в те са мые годы, о которых он впоследствии вспоминал: «Если посмотреть периодические жур налы первых лет Советской власти, можно встретить удивительную поэти ческую продукцию. «До Египта раско рячу ноги!» —объявлял один поэт. «Гос поди, отелись!» —взывал другой. Встре чались так называемые «заумные сти хи». Я помню такие: Що да що, Да не нащоками, Да впроползь брюшиной ща. Жри хувырдовыми щоками! Раздобырдивай леща! Сибирские литературные группировки, к их чести, не впадали в «заумь». Не даром сибиряки всегда считались стро гими реалистами. Тем не менее, у нас тоже существовали литературные тече ния, группировки, со своими «плат формами». До тридцатого года действо вала СибАПП (Сибирская ассоциация пролетарских писателей). В Томске бы ло отделение СибАПП. Сибирский Союз писатёДей, Пролеткульт, левацкая труп»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2