Сибирские огни № 011 - 1990
то ли пригнали к нам старших ' ДёФ1б1 нок... Пошли мы фотографироваться в конец улицы, то место почему-то Гого- левкой называлось, кирпичная стена там стояла, от церкви, поди. Шестнадца того мая тридцать первого года. Малень кая карточка, пятиминуткой называ лась. И сейчас она цела, только лица уже плохо различить. Потом нас до самого отъезда в моленной держали. На двери замок, и милиционер стоял. Через три дня повезли под конвоем в Такмыцк. И бабоньку на этот раз тоже с нами. Сог нали народ с четырех районов: Больше- реченского, Колосовского, Муромского, Кыштовского. Согнали в завозню на бе регу, там и ночевали. У пристани бар жи причалены — две для людей, две под скотину, сено привезли, плуги, бо роны... Долго баржи грузили, потом на род в трюм погнали. Потянул буксир вниз по Иртышу... Анна Васильевна: В дороге люди помирать стали. Ста рые и малые в первую очередь. Как покойников наберется много, притыка лись к берегу хоронить. Свекровушка богу душу отдала... Уже по Васюгану везли, лежала на палубе на бревнах, ле жала не подымалась. Тяжело она поми рала, так жалко было... Когда одиннад цать покойников набралось, причалили баржу, милиционеры народ в трюм со гнали, шестерых мужиков оставили те ла выносить. Афанасий Непомнящих те легу ободрал, сколотил с тележных до сок свекровушке моей гроб, остальных так зарыли. Потом в Красноярке Афана сий как-то сказал мне: «Знаешь, где Варвара похоронена? Как Кильсину проедешь, гора по леву руку, так на той горе». После, когда я Марусю в Средний Васюган учиться отправила, поехала с Настасьей на обласке ее попроведать, проплыли мимо Кильсиной, гляжу — вон она, та гора. Говорю: «Давай при станем, здесь моя свекровушка похоро нена». Полезли с Настасьей в гору — бурелом, чащобник, все заросло. Семь лет прошло, а уже ничо не знатко. Так и не нашли место. Только спокойна, что схоронили как следует, в гробу, и смертна одежда была припасена. Царст во ей небесное... Ох, вспомню, непереносимо становит ся. Хавроньюшке, Афониной жене, косы обрезала. Занемогла она, жар по ней, горит... «Обрежь мне, Аннушка, косы». А они у нее длиннющие, толстые... «Как же резать? Нешто не жаль тебе?» — «Не жаль, Аннушка, тяжко мне от волос...». Обрезала. Плачем обе. Крестик у нее был на груди и ладанка. Достала мне из нее два золотых: «Возьми, Аннушка, не обессудь на большем... Помираю я». Господи, за чо народ изничтожали? Евдокия: Варить к плите по дороге не допуска ли, котелки люди составят на палубе, матросы всем в рубке варят. Покуда очередь дойдет... Стою раз, дожидаюсь свово котелка, а пожилой матрос гля дит на меня печально так. «Отца-то нет у тебя?» — спрашивает. «В тюрьме наш тятенька... Четверо девчонок нас, мамонька с нами, да бабонька старая». «Иди-ка сюда», — говорит, В рубку за шли, со стола и шкапчиков хлеба мне насобирал: «Держи подол». Насыпал полнехонек кусков, вышел, посмотрел вокруг: «Ступай быстро, покуда мили ционер не видит». Жалостливый был, милиционеры, те не жалели. Наши де ревенские дома остались, другие к нам были приставлены, ежели селений по берегам не видать, разрешали на палубе обитаться, как деревня покажется — в трюм загоняли. Мамонька как-то за мешкалась, огрели прикладом, насилу отошла. Месяц везли. Дни долги, ясны, куда ни глянь — солнышко с реки глаза сле пит. То по праву руку подымалось, а с Иртыша на Обь вышли — по леву ру ку стало выходить. Народ говорит — обратно к дому плывем. Да уж какой теперь дом... Раз утром глядим — вода под бортом черная, как навозная жижа, берега придвинулись, плесы коротки. В трюм уже не загоняют, на крутоярах кое-где редкое жилье видать: бараки, землянки — знать, еще до нас люди поселены. Перекликаются с ними му жики с баржи: «Что за река?» — «Васю ган!» — «Кака тут жизнь?» — «Гибель ная». С берега кричат: «Чьи вы? С ка кого райо-о-ну?» Наши им: «А вы чьи? Откель завезенные?» Катится по реке: «Чьи вы? Чьи вы?» Потом и поселков не стало, берега тесней, тайга черней, на тальниках по приплескам мокрый ил лохмотами висит. К берегу привалимся, покойников схоронят, дальше плывем... На сколькой-то день приткнулись к крутояру. Из тайги в реку лог, как ущелье, разверстый, землянка на яру, возле два коменданта дожидаются: «Большереченские и колосовские, вы гружайтесь!». Начали по трапу ребяти шек малых выносить, телеги скатывать, плуги... У одного плуга колесуха со скользнула, оборвалась в воду, только ил из глуби заклубился... Мы свои кули со шмутками вынесли, с ящиком выкарабкались наверх, лазаем по чащобнику, свою кучу найти не мо жем. Лес — заломи головушку, в небо дыра, от комаров никакого спасу нет... Тятя бы с нами — легче бы было... У многих мужики по тюрьмам да в бегах. Привезли в глухую тайгу баб с ребя тишками обездоленных. Померших в дороге из списков вычеркнули, живым объявили: сосланы вы сюда на вечное поселение, и название вам теперь — спецпереселенцы. Еще дома, в Большеречье, неподалеку от нас двое стариков жило. Девчонка у них приемная была — Шурка, младше меня годами. Избенка ихняя в землю глядела, ворота прожильные таском от крывались, никакого богатства не было. Как-то мне мамонька с тетки Васили синой юбки платьишко сшила, так, ко гда первый раз нас из дому выгнали и наше добро с торгов пошло, те старики это платьишко для своей Шурки купи ли. А после, когда мы из-за болота во ротились, велели ей отдать платьишко нам. Не схотели на чужой беде нажи ваться. Так и их с Шуркой тоже на Васюган привезли. Старики в первую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2