Сибирские огни № 011 - 1990

С нами Коровины шли, тоже бодьше- реченские, позабыла, как их звать, без­ детные были, самих двое. У него ухват, у нее сковородник с долгим череном — все богатство. Опирались на черена вместо посохов. Болото не болото — ид­ ти надо, один путь... Коровин впереди ухватом дорогу щупает, остальные за ним, бодожки себе выломали. По зимни­ ку здесь обоз запросто протащился, а тут весна, дорога расплылась, зыбун... Недалеко пробрели — самовар брошен­ ный, тулупишко на кочке. Дальше ху­ же —хлябь, карагайник рядом колышет­ ся... И кони дохлые на пути. Одни с кулями увязли, другие без ничего. Вы­ бились из сил. Хвосты, морды болотной няшей облеплены... И мы обезножели, заночевали посеред болота. Потом речку переходили, вода в ней черная-черная, и взбубнившегося коня в заверти крутило. Вроде к нам прибиться хочет, поднесет его течением и обратно затягивает... К вечеру выбра­ лись в бор. Время — солнцезаход, на сосне красный флаг издалека видно, может, дорогу указать кто-то его выве­ сил. Тут же на сухом ночевали. А как рассвело, из бора вышли на поляну ози­ мой ржи. Ой, как красиво, какая яр- кая-яркая зелень! По левую руку село виднеется. Наверное, воскресный день был, печи топятся, дым из труб, пастух коров гонит... Уж какое красивое свет­ лое село после той черноты, хляби, пос­ ле всего... Стороной прошли, а собаки на нас издали лаяли. Шибко лаяли. Где-то на болоте я сумочку с сухари­ ками потеряла. Тесемочка развязалась, или еще как. Потеряла и все тут... Даль­ ше шли — все уже живое, жилое. Взрос­ лые в деревни заходить боялись — не воротили бы нас, а мы, ребятишки, ста­ ли забегать, милостыньку просить. Ни­ кто не спрашивал, откуда мы, чьи... Да­ вали кто кусочков, кто картошки. Ни­ кто не попрекнул, подавали Христа ра­ ди... Неподалеку от Екатерининска вышли к Иртышу. Мужики на пароме на тот берег переплыли, а бабы с ребятишками остались пароход ждать. Уговорились с мужиками, если всех пароход возьмет, знак им подать — махнуть платком с палубы. Сами они где-то схоронились, ожидали, как дальше быть. Боже мой, знали же, что если обратно, откуда вы­ гнали, воротимся — добра не жди, а все равно домой стремились. Куда еще де­ ваться? Народу на берегу набралось черно — и те, которые раньше сюда вышли, и мы... Глядим — белый пароход вдали показался. Ближе подошел, кричать стали. И он закричал... Как он кричал, гудел! Будто по всем нам голосил. К бе­ регу причалился, всех взял. Иртыш ши­ роко разлился, махнули мужикам с се­ редины реки — все, мол, погрузились. Бее, все... Мужики берегом в домашнюю сторо­ ну, и мы на пароходе туда же, вверх по Иртышу. Притулились, кто где, вповал­ ку, всяко... Кто-то ночью окурок на ме­ ня бросил, прожгло платьишко до тела. Господи, какую чушь помню... Едем, ра­ дуемся. Ну, вот и приехали. День сол­ нечный. Троица, народ на пристани... Тогда ведь каждый пароход селом сбе­ гались встречать. Сошли на берег. А где жить? Дом отобран, все отобрано... Дуська наша на берегу, тоже пароход встречать прибежала, она уже тут, в своей деревне, в людях жила. Бабонька в моленной. Ну и мы в моленную... Больше некуда, определились под Бо­ гом жить. Большая комната розовой за­ навеской надвое разделена, это еще с тех пор, когда молились тут, по одну сторону мужики, по другую бабы в дол­ гих юбках, а по стенам иконы. Много икон. Где икон не было, гам мы посели­ лись. Молиться уже никто не ходил, иногда только старухи собирались. Вот и жили там. Даже сон свой помню: буд­ то мы опять за болотом, опять темный барак, с потолка каплет... Испугалась, проснулась — нет, в. моленной мы, в моленной... Вот и хорошо, вот хорошо- то как... А тятенька у маменького отца, дедуш­ ки Василия, скрывался, верстах в пят­ надцати от нас — в Шипициной. В за­ возне прятался, грабли делал, черенки к вилам. Дедушка с мамонькиным бра­ том жил — дядей Афоней, у тех своя семья, боялись, что кто-нибудь узнает, что они тятеньку прячут, худо им будет. А тятеньке — куда деваться? После вы­ казал кто-то, забрали его и в Пологру- дово угнали. В тюрьму. Ну, а нам как-то надо жить, кормить­ ся надо. Тятеньку взяли, да он ничем и помочь не мог. Отослала меня мамонька туда же в Шипицину, к дяде Афоне. Только и меня там стало не надо, отдали дяде Ване. Они с теткой Агафьей трех коров держали, уедут на покос или стра­ ду, а я дома управляюсь, дою этих ко­ ров. После на маслозавод ведра несу на коромысле. Тяжело, одиннадцать лет мне было, попрошу иногда соседку тет­ ку Марфу пособить, налью ей сливочник молока, дядя узнал, ругал шибко: «Са­ ма нахлебница, а еще работницу на­ шла». Скупой был. Себе всего горшочек молока оставляли. А мне ведь тоже охо­ та, возьму хлебушка и макну, еще возь­ му кусочек и макну... Уличил меня — крошки в молоке... Отдали к дяде Гри­ ше с маленьким водиться. А как ребе­ ночек заснет, шерсть заставляли прясть. Только и там мне отказали, отправили за двадцать километров к Квашне. Ну, фамилия такая у него была — Квашня. Он со снохой жил, маленькая росточком бабенка, и девочка у них махонькая. Бедно жили — стол, кровать, шкап в горнице, в шкапу сахарница, комочек сахара там один только, серенький та­ кой... А к соседям пойду, у тех всего много. Двое близнецов у них в крас­ неньких рубашечках. Охота было к ним. А то на Иртыш пойду, мужики на берегу бревна тешут, сяду возле них, сижу. Они не гонят, мне и хорошо, лад­ но... После Квашня девочку в ясли опре­ делил, стала я лишняя. Отправили к те­ те Жене. Они с мужем своим, дядей Костей на квартире у какой-то бабушки в избушонке жили. Дядя Костя ко мне хорошо относился, дочкой называл, там

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2