Сибирские огни № 011 - 1990
декабре 1919 года. Военный коммунизм и продразверстку, введенные взамен рассудительного хозяйствования и мир ных добрососедских отношений с окру жающими, мужик, конечно, отверг сра зу, как чуждые его природе и формой, и содержанием, как воровские и разру шающие основы домоводства. Но власть не хотела уступать мужицкому уму. Она стала насылать на мужика своих опричников, называвшихся продкомис- сарами, которые, во главе специально подобранных головорезов, вооружен ных с головы до ног и объединенных в продотряды, заполнили все мужицкие поселения и занялись грабежом: у му жиков отбирали и увозили к железно дорожной станции хлеб, мясо, отбирали скот, даже птицу. И все это под тем предлогом, что надо будто бы кормить голодающие Питер, Москву и пр. Да кто же довел Питер и Москву до голо да, разве мужик? По его разумению, чтобы выправить положение ведь и надо-то было всего лишь иначе, по- умному да по-хозяйственному, поразго варивать с Западом — и изнемогающий от избытка всех видов продовольствия западный мир вмиг ликвидировал бы всякую опасность голода в России. Но так рассуждать могло лишь существо с умом хозяйственным. Предпочли путь грабежа. Грабить, разорять ненавистного мужика! Лучше его разграбить — чем потерять власть! И грабеж начался. И вот к началу 1921 года обстановка в Сибири настолько накалилась, что му жик таки не выдержал. Как ни был он медлителен, но проняло и его — мужик восстал! Как порох от спички, враз вспыхнул народный гнев, и в два дня обширный Ишимский уезд, весь охва ченный восстанием, был освобожден от угнетателей мужицкой породы. Сброше но было ненавистное иго новоявлен ных батыев, которого сибирский мужик искони не знал. Он приготовился по- прежнему дышать во всю свою могучую грудь. Мужицкая правда, казалось, по борола. Но недолго ликовал мужик. Двинули против мужика армию — и восстание в Ишимском уезде, через полтора месяца после его начала, было подавлено. Со всей возможной жестокостью и изувер ством расправились посланцы центра с восставшим мужиком, в том числе и в селе Сивково, где за время мужицкого правления не был наказан ни один че ловек ни из местных, ни из представи телей Советской власти, каратели же расстреляли и зарубили 32 человека. Вновь утвердилось за Уралом поганое батыево право, утвердилось против воли мужика, насильно. Вернулись порядки, вредные для мужицких хозяйственных устремлений. На смену Ленину пришел Рыков. Этот руководитель и его группа (Бухарин, Томский и др.) понимали и, насколько можно, оберегали интересы крестьяни на. Это они бросили крестьянину лозунг «Обогащайтесь!». Расшатанное хозяйст венными экспериментами ленинской по литики в деревне крестьянское хозяйст во стало при Рыкове снова набирать силы, стало восстанавливать упавшие промыслы и свои прежние занятия, воз рождать забытые традиции и порядки сельского уклада. И за какие-нибудь 3—4 года НЭПа мужик почти залечил нанесенные ему раны, и хозяйство его почти достигло довоенного уровня. Но тут всплыло на поверхность об щественной жизни нечто новое — по явился Сталин. Этот «деятель», не зная и не понимая ничего в делах хозяйст венных вообще, а в крестьянском хо зяйстве — в особенности, признал, одна ко, за собой высший авторитет в реше нии судеб деревни. Тогда как действи тельным мерилом его осведомленности в крестьянском вопросе была лишь лю тая его злоба к мужику. А злоба отчего? Да оттого, что, как волку везде псиной пахнет, так и Сталину, постоянно бегав шему и скрывавшемуся от полиции, в каждом бородатом мужике чудился враг, смертельный враг, готовый всякую минуту мгновенно кинуться ему под но ги, как бородатые дворники то и про делывали, поймать, свалить на землю, скрутить и сдать потом в полицию. Так Сталин и иже с ним считали всегда мужика своим потенциальным врагом, противником всякого бунтарства и бро дяжничества и заступником существую щего порядка, который те, наоборот, всегда пытались как-то подорвать, раз рушить. И вот теперь, сам дорвавшись до власти, Сталин именно на мужике начал вымещать, пусть с опозданием, все свои злобы и обиды за прежние не удачи и просчеты. Сталин задумал и начал перестраивать деревню. Взялся он за это капитально и усердствовал до «головокружения» с привлечением к ак тивному участию в операциях воинских контингентов всего многоликого аппара та ОГПУ и всего партийного аппарата сел и городов, печати и радио. Были придуманы и такие новые названия проводимых Сталиным мер и операций, как раскулачивание, большевизация колхозов, беспартийные большевики и пр. А по сути все это было наипростей шим из того, что мог человек руками и головой своей создать — круши-ломай все, что видишь, бери-хватай все, что хочешь! Такими концентрированными мерами Сталин добился-таки, чего не смогли, не догадались или не успели сотворить до него над ненавистным му жиком и над сибирской деревней его предшественники, а именно: Сталин сгу бил мужика вконец, самого мужика он расстрелял или со всей его семьей со слал в отдаленные дебри Нарыма, Васю- гана и других неоглядных болотистых и лесных пространств в бассейне рек Оби, Енисея, Лены, а все хозяйство мужика и все прежние поселения его на Сибир ской земле он развеял по ветру. Такою в историческом аспекте оказа лась подлинная природа и правда «муд рой политики в деревне»!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2