Сибирские огни № 011 - 1990
Что можно с собой захватить — брали, остальное же отбрасывалось. На раз грабление! Так исчезли из села Сивково 65 домо хозяев, с числом членов их семей в 207 человек, исчезли и растворились и неиз вестности. Остались в селе Сивково только дво ры «не бей лежачего», у которых взять было нечего. Таких дворов было 108, с числом членов семей в них 310 человек. Сивково — селение Частоозерской во лости, Ишимского уезда, Тобольской гу бернии (по старому административному делению). Расположилось село в 50 вер стах к северу от середины отрезка же лезнодорожного полотна между города ми Курганом и Петропавловском. Сивково, в его дореволюционном про шлом и вплоть до тридцатых годов двадцатого столетия, старинное село крепко сбитых сибирских крестьян-му- жиков, исконных хлеборобов. Все ко ренное население села делилось на 211 крестьянских дворов и состояло из 713 человек обоего пола. Основным занятием всех жителей се ла было землепашество. Пахотной земли в постоянном (пожизненном) пользова нии жителей села имелось по пять де сятин на каждую мужскую душу. Не сколько меньше и тоже в пожизненном пользовании имелось у жителей лесных угодий и сенокосов. Площади лесов по делены были также на мужские души и также закреплены были за каждым дво ром в постоянное (пожизненное) пользо вание, на правах личной собственности; сенокосы же, в зависимости от ежегод ного состояния трав на площадях, дели лись между дворами также на мужские души каждую весну заново. Одновременно с основным занятием население занималось промыслами по бочными, так: домохозяева 22-х дворов владели 22-мя собственными ветряными мельницами, в 8 дворах домохозяева имели собственные кузницы, в 2-х дво рах были столяры, в одном домохозяин работал портным. Среди кузнецов име лись умельцы, изготовлявшие охотничьи ружья с диаметром ствола в дореволю ционный медный пятак. Нормально функционировала в селе, ведя заготовительные и торговые опера ции, одна кооперативная лавка, кругло годично работали два общественных маслодельных завода, работало сельско хозяйственное машинное товарищество, били масло из конопляного семени, осе нями работали в селе три скотобойни. Были в селе и другие подспорья, как- то: зимняя охота на пушное мелкое зверье (заяц, хорек, колонок, горностай), летняя и зимняя рыбалки (в нарезке села — 35 не лишенных рыбы озер). Б личном пользовании жителей села имелось множество сельскохозяйствен ных машин, таких, как сенокосилки, са мосброски, сноповязалки, сеялки, двух лемешные плуги, культиваторы, букера, молотилки. В машинном товариществе имелись и работали трактор и молотил ка. В личном владении населения име лись многие сотни голов крупного рога того скота, овец, лошадей, свиней, мно жество домашней птицы. Во владении и пользовании населения села были богатые степные, лесные, за ливные сенокосы, обширные пастбища для молочного скота, овец и молодняка, достаточные вполне площади плодород ной земли, раздольные лесные угодья. В лесах не переводились многие виды ягод и грибов. Одним словом, довольное всем окружающим и самим собою село, процветающее, богатеющее! «Знай рабо тай, да не трусь!» — по Некрасову. Действительно, село цвело и хороше ло. Оно вроде бы позировало и хваста лось своею статностью, планировкой. Посреди центральной площади — сель ский храм и школа. Высоко уходил и вонзался в небеса белый шатер коло кольни, увенчанный позолоченной ма ковкой с крестом. Еще шесть таких же позолоченных маковок с крестами вен чали остальную часть здания храма. В целом, это было величественное архи тектурное сооружение, с формами древ него дониконианского церковного зодче ства, возвышавшееся над ансамблем добротных крестьянских домов, свобод но расположившихся по сторонам пло щади в центральной своей части, а по мере удаления от центра — почти опоя савших зеркало круглого, с версту в ди аметре, поджильного озера. И вот подошел 1930 год. Провозглаше но было начало переустройства деревни. Был брошен клич — «ликвидация кула чества, как класса, на базе сплошной коллективизации». Потом последовало как бы отрезвляющее — «головокруже ние от успехов». А еще через какое-то время новое подхлестывание — «сделать все колхозы большевистскими, а кол хозников — зажиточными». Все эти и им подобные приторно сладкие и хмельные призывы и закли нания, каждодневно сыпавшиеся со всех газетных полос и настенных плакатов того времени, видоизменявшиеся, вдоба вок, применительно к вкусам и склон ностям окружающей среды, все это было пищей богов и для люмпен-пролетариев города, кинувшихся искать удачи в мут ные воды сельского хозяйства, и для, по существу, ни на что стоящее и дель ное не способной части сельского люда. В результате такой творческой сты- к о ек и и единения зачинателей пере стройки, взявшихся созидать светлый рай коммунизма в деревне, с непосред ственными проводниками и исполните лями заданий этой «мудрой» политики партии цветущее село Сивково, славив шееся на всю окружавшую его группу сибирских поселений как наружным праздничным обличьем, так и внутрен ней мощью и благолепием, за непродол жительный период стало пустырем из развалин да скособоченных лачуг, как после пожара или бомбежки. Первые наскоки на свое благополучие и на свой жизненный уклад, освящен ный годами и унаследованный от пред ков, сибирский мужик встретил вскоре после того, как появились на его землях «красные». А случилось это в октябре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2