Сибирские огни № 011 - 1990

ряд. На сцене, на большой аспидной доске, обращенной к залу, белел кусок ватмана с крупной надписью: «Конкурс фантастических проектов. 1-й тур». К доске вышел паренек лет двенадца­ ти, подождал, пока в первом ряду рас­ сядутся гости из числа ученых, взял мел, написал под ватманом: «Береза+ свинья». — Такое кодовое название у моего проекта, — сообщил аудитории, откла­ дывая мел и старательно вытирая мок­ рой тряпкой пальцы. — Ход моих рас- суждений следующий... — Ты позабыл написать, чему равня­ ется твоя сумма, — донеслось из зад­ них рядов. — Об этом я и собираюсь рассказать, — спокойно отозвался автор проекта. — Значит, ход рассуждений такой: я предлагаю взять у березы те гены, кото­ рые ведают ростом листьев, и переса­ дить их свинье — в оплодотворенные клетки свиньи вместо тех генов, кото­ рые ведают ростом щетины. Что долж­ но из зтого получиться? Как вы уже са­ ми, наверно, догадались, поросята, кото­ рых принесет эта свинья, будут покры­ ты не щетиной, а листьями... Девчонки в зале взвизгнули и приня­ лись хлопать в ладоши, мальчишки в большинстве своем смеялись, правда, вполне доброжелательно, а знакомый голос в задних рядах уязвил: — У березы не одни листья, у нее еще и корни есть. А что ты со своими поро­ сятами делать станешь? Закапывать но­ ги в землю? Автор ответствовал с достоинством бу­ дущего академика: — Корни деревьев берут из земли, как известно, минеральные соли и микро­ элементы. Мои поросята будут получать все это с водой, от водопоения проект не освобождает. — А как осенью? — не унимался оп­ понент. — Осенью листья же опадать должны! — А парники для чего? Свинарники же так и так строить приходится, а тог­ да вместо них парников понаделаем... И в заключение привел довод, неот­ разимость которого была подтверждена аплодисментами уже не одних только девчонок: — Сегодня в свинарник зайдешь — нос зажать хочется, — автор усилил сказанное соответствующей гримасой, — а в моем свинарнике-парнике можно будет дышать как в березовой роще: кислород, озон, фитонциды... Потом было обсуждение (отнюдь не скептическое), были предложения, раз­ вивающие идею, — автор вежливо, хотя и несколько снисходительно, благодарил и все старательно заносил в блокнотик. А после этого в первом ряду поднялся высокий человек с высоким, в пол-лица, лбом, и безоговорчно поддержал автора: — А что? Все может быть. Наука не знает пределов. Заложил за спину длинные руки, про­ шелся взад-вперед и вдруг огорошил со­ бравшихся вопросом: — Французы есть в зале? Ну, кто французский изучает? Вскинулось довольно много ребячьих рук. Он удовлетворенно хмыкнул, поки­ вал одобрительно лысеющей головой и, шагнув к доске, написал крупно: «Après vous». Я ждал, сейчас попросит «фран­ цузов» перевести, однако он отложил мел и заговорил доверительно: — Французы — народ воспитанный, галантный, и если вы входите с фран­ цузом в помещение, он поспешит от­ крыть дверь и непременно пропустит вас вперед, сказав при этом, — кивнул на доску, произнес, грассируя: «après vous». Это у них как пароль, в переводе означает: после вас, вслед за вами. Так вот, в быту этим правилом пользовать­ ся, конечно, надо, галантность — каче­ ство достойное, но если этому кодексу вежливости начинают следовать ученые, наука превращается в ученичество... Опять прошелся взад-вперед и подвел итог: — С детства помню, как дед, бывало, говаривал: сапоги дорогу знают, только ноги подымай. В науке, друзья мои, луч­ ше ходить незнакомой дорогой и боси­ ком, босиком... Благодарю Судьбу, подарившую мне возможность присутствовать на этой встрече с фэмэшатами, как шутливо именуют себя учащиеся ФМШ—физи­ ко-математической (и химической) шко­ лы-интерната, любимого детища Лав­ рентьева. Даже если бы он не свершил за свою жизнь ничего другого, этот си­ бирский лицей являл бы собой достой­ ный памятник пестуну «босоногих». Мысль о создании лицея родилась после того, как неожиданно крупный результат принесла первая всесибирская олимпиада школьников, проведенная в Академгородке. Она позволила выявить незаурядные способности большой груп­ пы мальчишек и девчонок, увлеченных — кто математикой, кто физикой, кто биологией, кто химией. Опыт обнаде­ жил, на следующую олимпиаду созвали одаренную ребятню уже не только со всей Сибири, но и с Дальнего Востока, из Казахстана, из республик Средней Азии. Сборы - конкурсы стали традицией (они проводятся в дни летних каникул). Постепенно определились критерии от­ бора, определился и количественный со­ став ФМШ — около пятисот лицеистов. Обучение ведется по специальным про­ граммам, приближающимся по содер­ жанию и объему к университетским. Ну, а из лицея — прямой путь в ауди­ тории Новосибирского университета, по­ истине уникального учебного заведения. Ни один из вузов страны не может по­ хвастаться столь элитарным (в лучшем смысле этого слова) составом преподава­ телей: пятьсот сорок кандидатов и док­ торов наук, более тридцати действи­ тельных членов и членов-корреспонден- тов Академии наук СССР. Здешние студенты, начиная с третьего курса, проходят специализацию в лабо­ раториях академических институтов, принимают непосредственное участие в исследовательской работе. И если на- правленност'ь иссдедоаний совпадает, с вектором научных интересов практи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2