Сибирские огни № 011 - 1990
ряд. На сцене, на большой аспидной доске, обращенной к залу, белел кусок ватмана с крупной надписью: «Конкурс фантастических проектов. 1-й тур». К доске вышел паренек лет двенадца ти, подождал, пока в первом ряду рас сядутся гости из числа ученых, взял мел, написал под ватманом: «Береза+ свинья». — Такое кодовое название у моего проекта, — сообщил аудитории, откла дывая мел и старательно вытирая мок рой тряпкой пальцы. — Ход моих рас- суждений следующий... — Ты позабыл написать, чему равня ется твоя сумма, — донеслось из зад них рядов. — Об этом я и собираюсь рассказать, — спокойно отозвался автор проекта. — Значит, ход рассуждений такой: я предлагаю взять у березы те гены, кото рые ведают ростом листьев, и переса дить их свинье — в оплодотворенные клетки свиньи вместо тех генов, кото рые ведают ростом щетины. Что долж но из зтого получиться? Как вы уже са ми, наверно, догадались, поросята, кото рых принесет эта свинья, будут покры ты не щетиной, а листьями... Девчонки в зале взвизгнули и приня лись хлопать в ладоши, мальчишки в большинстве своем смеялись, правда, вполне доброжелательно, а знакомый голос в задних рядах уязвил: — У березы не одни листья, у нее еще и корни есть. А что ты со своими поро сятами делать станешь? Закапывать но ги в землю? Автор ответствовал с достоинством бу дущего академика: — Корни деревьев берут из земли, как известно, минеральные соли и микро элементы. Мои поросята будут получать все это с водой, от водопоения проект не освобождает. — А как осенью? — не унимался оп понент. — Осенью листья же опадать должны! — А парники для чего? Свинарники же так и так строить приходится, а тог да вместо них парников понаделаем... И в заключение привел довод, неот разимость которого была подтверждена аплодисментами уже не одних только девчонок: — Сегодня в свинарник зайдешь — нос зажать хочется, — автор усилил сказанное соответствующей гримасой, — а в моем свинарнике-парнике можно будет дышать как в березовой роще: кислород, озон, фитонциды... Потом было обсуждение (отнюдь не скептическое), были предложения, раз вивающие идею, — автор вежливо, хотя и несколько снисходительно, благодарил и все старательно заносил в блокнотик. А после этого в первом ряду поднялся высокий человек с высоким, в пол-лица, лбом, и безоговорчно поддержал автора: — А что? Все может быть. Наука не знает пределов. Заложил за спину длинные руки, про шелся взад-вперед и вдруг огорошил со бравшихся вопросом: — Французы есть в зале? Ну, кто французский изучает? Вскинулось довольно много ребячьих рук. Он удовлетворенно хмыкнул, поки вал одобрительно лысеющей головой и, шагнув к доске, написал крупно: «Après vous». Я ждал, сейчас попросит «фран цузов» перевести, однако он отложил мел и заговорил доверительно: — Французы — народ воспитанный, галантный, и если вы входите с фран цузом в помещение, он поспешит от крыть дверь и непременно пропустит вас вперед, сказав при этом, — кивнул на доску, произнес, грассируя: «après vous». Это у них как пароль, в переводе означает: после вас, вслед за вами. Так вот, в быту этим правилом пользовать ся, конечно, надо, галантность — каче ство достойное, но если этому кодексу вежливости начинают следовать ученые, наука превращается в ученичество... Опять прошелся взад-вперед и подвел итог: — С детства помню, как дед, бывало, говаривал: сапоги дорогу знают, только ноги подымай. В науке, друзья мои, луч ше ходить незнакомой дорогой и боси ком, босиком... Благодарю Судьбу, подарившую мне возможность присутствовать на этой встрече с фэмэшатами, как шутливо именуют себя учащиеся ФМШ—физи ко-математической (и химической) шко лы-интерната, любимого детища Лав рентьева. Даже если бы он не свершил за свою жизнь ничего другого, этот си бирский лицей являл бы собой достой ный памятник пестуну «босоногих». Мысль о создании лицея родилась после того, как неожиданно крупный результат принесла первая всесибирская олимпиада школьников, проведенная в Академгородке. Она позволила выявить незаурядные способности большой груп пы мальчишек и девчонок, увлеченных — кто математикой, кто физикой, кто биологией, кто химией. Опыт обнаде жил, на следующую олимпиаду созвали одаренную ребятню уже не только со всей Сибири, но и с Дальнего Востока, из Казахстана, из республик Средней Азии. Сборы - конкурсы стали традицией (они проводятся в дни летних каникул). Постепенно определились критерии от бора, определился и количественный со став ФМШ — около пятисот лицеистов. Обучение ведется по специальным про граммам, приближающимся по содер жанию и объему к университетским. Ну, а из лицея — прямой путь в ауди тории Новосибирского университета, по истине уникального учебного заведения. Ни один из вузов страны не может по хвастаться столь элитарным (в лучшем смысле этого слова) составом преподава телей: пятьсот сорок кандидатов и док торов наук, более тридцати действи тельных членов и членов-корреспонден- тов Академии наук СССР. Здешние студенты, начиная с третьего курса, проходят специализацию в лабо раториях академических институтов, принимают непосредственное участие в исследовательской работе. И если на- правленност'ь иссдедоаний совпадает, с вектором научных интересов практи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2