Сибирские огни № 011 - 1990

бы почитать песни своего народа, пото­ му что вместе с небреженйем к песне, ко всей культуре предков-родителей яв­ ляется и небрежение к кровным отцам, матерям, к отчей земле, к родине, и тут до предательства всегда рукой подать. Да кто же они, если не предатели, не любя­ щие ничего своего исконного, отечест­ венного, в нашем случае — русского?.. Обращаясь к молодежи, Леонид Леонов в уже помянутой статье «Раздумья у ста­ рого камня» сказал: «Было бы поучи­ тельно и занимательно провести на ходу беглую викторину среди подростков, со­ бирающихся у вечерних кафе, перед тем как прошвырнуться под транзистор по местному проспекту: знают ли они, скорые наследники и отрада наших ста­ реющих, меркнуших очей, что, к приме­ ру, упоминавшийся в старых книгах Ка­ лита не имеет никакого отношения к проходному устройству в заборах, а Пе- ресвет и Ослабя не являются фотогра­ фическими терминами в смысле непра­ вильной экспозиции? А Россия — это не только кинотеатр на Пушкинской. Из­ вестно ли подрастающим деткам, что печально ославленные как притоны раз­ врата и порабощения древние наши лав­ ры и монастыри — Валаам и Соловки, Суздальщина и Троице-Сергиева обитель — служили в старину боевыми и куль, турными форпостами русской государст­ венности, так что сияние золота на ку­ полах и звон колокольный звали пред­ ков наших к деяниям, в некоторой сте­ пени обеспечившим их нынешнее бла­ годенствие? А знать сие надобно потому, что в наш век обесценения хитроумных фор­ тификационных сооружений перечислен­ ные обветшалые твердыни могут и се­ годня оказаться крепостями похлеще хваленых линий Зигфрида и Мажино. А лучше всего это сравнивается с материн­ ской ладанкой, что вешалась при раз­ луке на грудь любимому детищу: неру­ шимое благословение на честный хлеб, на ратный подвиг, на сквозное безоблач­ ное счастьице до наиотдаленнейших /965, 19Ь7 гг. внучат. Для вчерашних стариков ут­ ратить ее — было все одно что жизни решиться, а недруги русских знают до­ ныне: как сорвешь с нашего брата гай­ тан с той бедной наивной вещицей — тут его без рукавиц можно прямо в кар­ ман класть, гнуть-ломать на любое не­ потребство. Пускать на самый поганый ширпотреб. Впрочем, довольно на на­ шем веку было говорено о ничтожестве беспамятных Иванов и неиссякаемой силе Антеевой!» Неужли с нас, плотью вышедших из русского народа, — именно теперь уже вышедших, не оставшихся в народе!— сорвана ворогом материнская ладанка, спасавшая от греха и непотребства?.. Не­ ужли вместо материнской ладанки, пах­ нущей русским духом, подвесили нам магнитофончики-ботала, денно и нощно зовущие ко греху и непотребству, к опле­ выванию родных святынь?.. И как тут не сказать вслед за одним из самых русских поэтов нынешнего времени Ни­ колаем Рубцовым, который, как Шук­ шин и Абрамов, до боли и до муки лю­ бил Россию и, как Есенин, от боли же, от муки по России и сгоревший: Россия, Русь — Куда я ни взгляну! За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину. Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя... Россия, РусЫ Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они. Иных времен татары и монголы... В народе раньше говорили: пьяный проспится, дурак — никогда, и мне ду­ мается при моем самом благодушном настроении, что и мы просыпаемся, стряхиваем — пусть болезненно — все бредовое, наносное, порочное. Да уж благо и то, что многие из нас, мо­ лодых, хотя бы учуяли душой, что мы теряем, как нация, как народ... Анатолий Григорьевич Байбородин родился в 1950 году в Забайкалье, селе Сосново-Озерск. После окончания Иркутского университета работал в районных и молодежных газетах Восточной Сибири. Рассказы и очерки печатал в журналах «Наш современник», «Байкал», в еженедельнике «Литературная Россия», в чехословацком издании альмана­ ха «Советская литература», в альманахе «Сибирь». Автор книг повестей «Старый покос» (Иркутск, 1983 г.), «Поздний сын» (Москва, «Современник», 1988 г.), романа «Боже мой...» (Иркутск, 1989 г.). Член Союза писателей. Живет в Иркутске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2