Сибирские огни № 011 - 1990
бы почитать песни своего народа, пото му что вместе с небреженйем к песне, ко всей культуре предков-родителей яв ляется и небрежение к кровным отцам, матерям, к отчей земле, к родине, и тут до предательства всегда рукой подать. Да кто же они, если не предатели, не любя щие ничего своего исконного, отечест венного, в нашем случае — русского?.. Обращаясь к молодежи, Леонид Леонов в уже помянутой статье «Раздумья у ста рого камня» сказал: «Было бы поучи тельно и занимательно провести на ходу беглую викторину среди подростков, со бирающихся у вечерних кафе, перед тем как прошвырнуться под транзистор по местному проспекту: знают ли они, скорые наследники и отрада наших ста реющих, меркнуших очей, что, к приме ру, упоминавшийся в старых книгах Ка лита не имеет никакого отношения к проходному устройству в заборах, а Пе- ресвет и Ослабя не являются фотогра фическими терминами в смысле непра вильной экспозиции? А Россия — это не только кинотеатр на Пушкинской. Из вестно ли подрастающим деткам, что печально ославленные как притоны раз врата и порабощения древние наши лав ры и монастыри — Валаам и Соловки, Суздальщина и Троице-Сергиева обитель — служили в старину боевыми и куль, турными форпостами русской государст венности, так что сияние золота на ку полах и звон колокольный звали пред ков наших к деяниям, в некоторой сте пени обеспечившим их нынешнее бла годенствие? А знать сие надобно потому, что в наш век обесценения хитроумных фор тификационных сооружений перечислен ные обветшалые твердыни могут и се годня оказаться крепостями похлеще хваленых линий Зигфрида и Мажино. А лучше всего это сравнивается с материн ской ладанкой, что вешалась при раз луке на грудь любимому детищу: неру шимое благословение на честный хлеб, на ратный подвиг, на сквозное безоблач ное счастьице до наиотдаленнейших /965, 19Ь7 гг. внучат. Для вчерашних стариков ут ратить ее — было все одно что жизни решиться, а недруги русских знают до ныне: как сорвешь с нашего брата гай тан с той бедной наивной вещицей — тут его без рукавиц можно прямо в кар ман класть, гнуть-ломать на любое не потребство. Пускать на самый поганый ширпотреб. Впрочем, довольно на на шем веку было говорено о ничтожестве беспамятных Иванов и неиссякаемой силе Антеевой!» Неужли с нас, плотью вышедших из русского народа, — именно теперь уже вышедших, не оставшихся в народе!— сорвана ворогом материнская ладанка, спасавшая от греха и непотребства?.. Не ужли вместо материнской ладанки, пах нущей русским духом, подвесили нам магнитофончики-ботала, денно и нощно зовущие ко греху и непотребству, к опле выванию родных святынь?.. И как тут не сказать вслед за одним из самых русских поэтов нынешнего времени Ни колаем Рубцовым, который, как Шук шин и Абрамов, до боли и до муки лю бил Россию и, как Есенин, от боли же, от муки по России и сгоревший: Россия, Русь — Куда я ни взгляну! За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину. Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя... Россия, РусЫ Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они. Иных времен татары и монголы... В народе раньше говорили: пьяный проспится, дурак — никогда, и мне ду мается при моем самом благодушном настроении, что и мы просыпаемся, стряхиваем — пусть болезненно — все бредовое, наносное, порочное. Да уж благо и то, что многие из нас, мо лодых, хотя бы учуяли душой, что мы теряем, как нация, как народ... Анатолий Григорьевич Байбородин родился в 1950 году в Забайкалье, селе Сосново-Озерск. После окончания Иркутского университета работал в районных и молодежных газетах Восточной Сибири. Рассказы и очерки печатал в журналах «Наш современник», «Байкал», в еженедельнике «Литературная Россия», в чехословацком издании альмана ха «Советская литература», в альманахе «Сибирь». Автор книг повестей «Старый покос» (Иркутск, 1983 г.), «Поздний сын» (Москва, «Современник», 1988 г.), романа «Боже мой...» (Иркутск, 1989 г.). Член Союза писателей. Живет в Иркутске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2