Сибирские огни № 011 - 1990

глазами, словно окаменев после атомно­ го взрыва, потом снова пропадали в грохоте, в надсадном реве новоявленно­ го сатаны, и опять являлись глазам на секунду-другую, но опять окаменевшие в жутких корчах, но уже вроде из- зелена-прозрачные, утратившие плоть, обращенные в зловещие потусторонние тени. Дискотечный устроитель, лысею­ щий, с брюшком, молодящийся паренек в дымчатых очках с фирменной нак­ лейкой на стекле, при всяком новом взвизге музыки хватал меня за колено нервными, тонкопалыми и потными пальцами, стискивал и кричал: «О, о, о!., счас самое мясо!., самый кайф!..» Мне ничего не оставалось, как раздра­ женно и бесцеремонно сбросить его ру­ ку, напоминающую мне щупальцы ось­ минога; хотя самого осьминога сроду в глаза не видел, но мне показалось, что осьминог должен быть именно таким. Устроитель же, ничего не видящий, не чуящий, придвинулся поближе и стал хвататься в азарте за плечо, а потом ткнул в бок локтем, и, довольно, с ПОД- мигом усмехнувшись, показал пальцем на молоденькую девчушку. Маленькая, сухонькая, про каких говорят «пигали­ ца», была она в очень даже забавной кофтешке: когда размахивала руками, кофтешка разлеталась крыльями, выка­ зывая всю недозрелую и будто уже вя­ нущую грудь и впалый живот. Мне это уже странным не показалось, подивило лишь то, что скачущие пареньки будто и не замечали, будто и в упор не видели наготы своими осоловелыми, опустевши­ ми, точно вытекшими глазами, и я гру­ бовато сказал устроителю, что у нашего поколения кровь была погорячей и такие раздевания много б наделали беды. Ус­ троитель На это опять же с каким-то довольством шепнул мне на ухо: дес­ кать, тут же многие «уколонкые или под­ куренные», то есть — наркоманы. Нар­ команы там были, или устроитель ска­ зал это для пущего шика, но, подума­ лось мне, на кой черт нужны здесь «дурь, кумарь» — так величают нарко­ тики среди блатных, — зачем они, когда сама музыка, которую я слушал, чистый наркотик?! Во время небольших передышек на бе­ лый экран проецировали цветные слай­ ды: рок-группы — придурковатые, как сказали бы в нашей деревне, какие-то извращенные, изнеможденные парни, девицы, одетые... тут и в самом деле только на самой грани безумия можно было навздевать на себя какой-то даже не кричащий, а визжащий ворох яркого тряпья. Два меломана-рокера, с бриты­ ми головами, в тяжелых очках, с неле­ пой значительностью ведали об этих рок-группах, нажимая на всякие ост­ ренькие, чуть ли не постельные подроб­ ности из жизни «музыкантов». Устрои­ тель пытался растолковывать амери­ канский рок, глядя на меня с некоторой жалостью — я ничего не понимал в этом роке, и во мне было яростное неприятие «гула и грохота», которые даже, навер­ но, под пыткой не смог бы назвать му­ зыкой. Тогда устроитель стал доказы­ вать мне, что именно такая музыка со­ ответствует времени, народная для него противоестественна, она просто не впи­ сывается в сам нынешний образ жизни. Я слушал и про себя дивился другому: ведь этот паренек закончил факультет русского языка и литературы, изучал, не премину подчеркнуть, сверхгени­ альное устное народное творчество, те же народные песни, неподвластные вре­ мени, слушал и лекции по древнерус­ ской литературе, осваивал и нашу клас­ сическую поэзию (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Кольцов, Есенин...), и все для того, чтобы потом сходить с ума от ан­ глийских и американских «массовых» песенок... Неисповедимы пути твои, гос­ поди! Потом он стал внушать мне, что если не в заграничной, то уж в нашей- то эстраде сколько угодно задушевных и даже патриотичных песен. Для под­ тверждения он и включил «антивоен­ ную»: Живи, земля, живи, земля, И вы живите, люди, напористым криком разрешал поющий людям жить, но упреждал «великомуд­ ро», что, дескать, Второй земли, второй земли, Второй земли не будет!.. Хоть и убогонько — это видно даже малоискушенному в поэзии — хоть и без красного словца, а все ж вроде о святом, о сохранении земли, о мире, но только кричалось это не скорбно и даже без поэтического накала, а с какой-то нахальноватой развязностью, и потому выходило, что не для того, чтобы поро­ дить святое благоговение перед землей, не для того, чтобы опечалить наши серд­ ца скорбью по земле, начиненной смертью, — нет, пелось, кричалось все для тех же «скачек». Какая уж там, гос­ поди, скорбь по земле, да гори она си­ ним пламенем; никто и в слова-то не вслушивался — ритм, ритм, ритм, и больше ничего! Это походило на то по­ зорно^ кощунственное, оскорбительное перед памятью погибших фронтовиков, когда еще недавно в наших ресторанах «прыгали» под песню «День Победы» и пьяными, потными руками хватались за девиц. И дело тут даже не в самой пес­ не — господь с ней, с песней, — тут по­ лучалось как во времена монголо-татар­ ского нашествия, когда «поганые», ря­ дами уложив русских дружинников, связанных, раненых, сверху настелив доски, пировали в честь своей победы. Не случайно же на всесоюзном фестивале рок-музыки одна из групп исполняла «музыкальное сочинение», в котором от­ кровенно прозвучали фашистские кли­ чи, о чем с великой тревогой говорили русские писатели, прослушав пленку со злополучной записью. Да что говорить, сколько святого великовечного было втоптано и втаптывается в грязь на этих ресторанно-эстрадных сатанин­ ских гульбищах. * * * И все же в последний раз нужно пов­ торить: трагедия народа, трагедия гору, даретву, когда молодежь перестает хотя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2